• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
16.06.2023, 11:18
МГППУ
2
14 395

Психологи МГППУ узнали, что происходит с подростком при отвержении обществом

❋ 4.8

Ученые МГППУ выдвинули и подтвердили свою гипотезу о том, что в случае, если подростка длительно — иногда в течение нескольких лет — игнорируют, исключают из общества или открыто отвергают, то у него значительно нарушается уровень фундаментальных психологических потребностей. При этом, если сильнее всего у ребенка нарушены потребности в контроле и осмысленном существовании, то с большей степенью вероятности такой человек не станет предпринимать попытки по интеграции в общество, не будет работать над собой, чтобы стать лучше в глазах отвергающего его общества.

Кадр из к/ф «Телекинез»
Кадр из к/ф «Телекинез» / ©Getty images / Автор: Артем Фомин

На сегодняшний день у психологии уже есть довольно четкое понимание, почему человек или группа людей остракирует других. Это может быть защитная реакция: изгнать того, кто угрожает безопасности индивида (группы) своим поведением, видом, установками. А еще социальный остракизм применяется в пунитивных целях, то есть, чтобы наказать неугодного члена социума, или — другим в назидание. Это одна из самых древних мотиваций социального остракизма в человеческом обществе: изгнание из семейного клана в древние времена могло быть приравнено к смерти, поскольку в одиночку трудно или вообще невозможно было выжить.

Но каковы психологические механизмы феномена социального остракизма? Над этим вопросом уже не одно десятилетие ломают голову ученые во всем мире. Недавно к этому вопросу подключились и исследователи факультета Юридическая психология Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) – кандидаты психологических наук Екатерина Бойкина и Римма Чиркина.

Согласно результатам исследования ученых, хронически остракируемые несовершеннолетние, которые наиболее остро переживают свою экзистенциональную нестабильность (Я не важен! Я невидимка! Я ничего не значу!) и потерю контроля над своей жизнью (Я ничего не решаю! Мое мнение никто не учитывает!) выбирают антисоциальный путь реагирования, поскольку, как известно, силовое решение конфликтов пусть и не всегда эффективно, зато быстрое.

Хронически остракируемые подростки / ©Пресс-служба МГППУ

Процесс исследования приготовил ученым приятный сюрприз — неожиданное научное открытие, о котором они в начале своего пути и не догадывались. Анализируя огромный массив данных, исследователи решили визуализировать ряд из них, а именно — «отрисовать» корреляционные связи ряда параметров в разных группах исследования, применив метод корреляционных плеяд. Раскладывая по «стопочкам» эти «картинки», совершенно неожиданно перед учеными предстала явная закономерность: все изображения, на которых были представлены связи психологических параметров подгруппы хронически остракируемых подростков, были, фигурально выражаясь, скудными по своему наполнению. В то время как данные на активно включенных в социум подростков пестрили огромным количеством разнообразных связей.

Включенные в социум подростки / ©Пресс-служба МГППУ

Иными словами, социальный остракизм «выжигает» психологическую ресурсность детей (а, возможно, и взрослых), ребенку просто не на что опираться в своей борьбе за реинтеграцию в общество. В концепции модели К. Д. Вильямса описываемое состояние соответствует третьей стадии разворачивания процесса остракизации, стадии резигнации, сравниваемой с постулатами теории выученной беспомощности М. Селигмана.

С учетом полученных данных (в частности, о снижении уровня удовлетворения потребности в контроле) и выводов М. Селигмана о том, что выученную беспомощность вызывают не сами по себе неприятные обстоятельства, а опыт неконтролируемости их преодоления, ученые пришли к выводу, что наиболее эффективной технологией реабилитации несовершеннолетних с антисоциальным поведением и опытом длительной остракизации могут стать мероприятия, программы, дающие возможность такому ребенку или подростку восстановить контроль над своей жизнью в рамках просоциального реагирования.

И главное, в рамках работы по коррекции поведения обязательно требуется включение третьих лиц, поскольку без поддержки извне такой несовершеннолетний не способен выйти из своего актуального состояния — у него нет для этого внутренних сильных ресурсов. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) - первый в России психологический университет: 12 факультетов, из которых 7 психологических, 23 психологические кафедры, 22 специальности и направления подготовки. МГППУ - участник программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». МГППУ по итогам предметных рейтингов вузов России 2022 года RAEX вошел в число лучших вузов страны по психологии и педагогике.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
9 сентября, 11:03
Адель Романова

Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.

8 сентября, 20:06
Evgenia Vavilova

Ученые впервые смогли создать видимый в оптическом диапазоне темпоральный кристалл. Для этого они использовали жидкие кристаллы.

9 сентября, 12:47
Александр Березин

Компания, контролирующая основную часть спутников и подавляющее большинство космических полетов человечества, неожиданно потратила 17 миллиардов долларов на выкуп частот, которые и так могли попасть ей в руки через несколько месяцев. Смысл этого шага не столько в том, чтобы облегчить себе экспансию, а больше в том, чтобы лишить других игроков возможности полноценной конкуренции.

9 сентября, 11:03
Адель Романова

Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.

8 сентября, 20:06
Evgenia Vavilova

Ученые впервые смогли создать видимый в оптическом диапазоне темпоральный кристалл. Для этого они использовали жидкие кристаллы.

6 сентября, 16:25
Evgenia Vavilova

Для разрыва связи между атомами водорода понадобились золото, титан и ультрафиолетовое излучение. Полученный водород ученые использовали для преобразования углекислого газа в этилен.

3 сентября, 07:56
Адель Романова

Недавнее появление в Солнечной системе межзвездного объекта 3I/ATLAS вызвало новую волну обсуждения вопроса о том, как отличить комету или астероид от внеземного космического корабля либо другого артефакта, не созданного человечеством. Астрономы рассказали, что у искусственного объекта могут быть четыре характерные особенности.

9 сентября, 11:03
Адель Романова

Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.

12 августа, 11:29
Юлия Трепалина

Влияет ли формат знакомства на качество последующих романтических отношений в паре? Научные данные на этот счет разнятся. Новое исследование по вопросу представила группа психологов из Польши, Австралии и Великобритании. В попытке понять, при каком сценарии удовлетворенность отношениями выше, а любовь крепче — когда двое нашли друг друга в Сети или познакомились в жизни, — ученые опросили свыше 6000 тысяч человек из разных стран.

[miniorange_social_login]

Комментарии

2 Комментария
Черт побери! Это гениально!!! Когда эти гении из МГППУ научатся доносить свои мысли ясно и понятно, то они смогут соревноваться с британскими учёными!!! А пока что, осталось загадкой - этот самым остаркизм (игнор) положительно влияет на подростков или нет. В текстт что-то было на этот счёт, но один абзац противоречил другому.
Ee Zolotareva
17.06.2023
-
-1
+
Исправьте ошибки!!!Невозможно и неприятно читать текст с таким количеством ошибок. Только в одном слове "обстраГировать" у автора много ошибок.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно