Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В БФУ воссоздали виртуальный Кёнигсберг времен Канта
На Международном Кантовском конгрессе, прошедший в стенах БФУ, презентован уникальный проект «Мир Иммануила Канта». Сотрудники научно-исследовательского центра социально-гуманитарной информатики БФУ Елена Баранова и Вячеслав Верещагин представили результаты кропотливой работы по виртуальному воссозданию Кёнигсберга времен жизни и творчества великого философа.
«Наша задача — с максимальной точностью реконструировать городскую среду, в которой жил и которую ежедневно видел Иммануил Кант, – поясняет Вячеслав Верещагин. – Мы хотим, чтобы пользователь нашего VR-приложения мог буквально пройтись по улицам Кёнигсберга середины XVIII века, зайти в дом Канта, посетить места, связанные с его деятельностью и бытом. Это поможет лучше понять мировосприятие философа, глубже проникнуть в суть его идей».
Работа над проектом началась с тщательного изучения всех доступных исторических источников. За основу взята подробная карта Кёнигсберга 1815 года, составленная прусским картографом Иоганном Мюллером. Бесценную информацию о внешнем виде зданий предоставили гравюры, рисунки и ранние фотографии города конца XIX — начала XX веков. Изучались воспоминания современников, описания быта и устройства домов той эпохи.
Следующим шагом стало определение точных размеров построек и деталей их внешнего вида. На помощь пришли методы фотограмметрии. Исследователи скрупулезно измеряли пропорции зданий на старых снимках, используя как ориентир рост людей или сохранившихся до наших дней элементов — оград, арок, лестниц. Немалую сложность представляло то, что многие фотографии были сделаны летом, и кроны деревьев скрывали детали первых этажей, оконных и дверных проемов. Облик этих фрагментов приходилось реконструировать по косвенным данным.
Огромной удачей для исследователей стало обнаружение арки, являющейся фрагментом фасада одного из реконструируемых домов. В конце XVIII века, после сноса улицы, этот фрагмент был встроен в южную галерею Королевского замка. Характерный рисунок трещин и сколов на этом каменном артефакте позволил точно установить, что этот элемент фасада перенесен из снесенного дома и встроен в галерею замка. Благодаря сохранившейся арке, исследователи смогли измерить ее размеры и вычислить пропорции самого дома. В других случаях недостающие параметры построек вычислялись по соседним зданиям, чьи габариты уже удалось измерить.
Увы, значительная часть исторического Кёнигсберга была безвозвратно утрачена во время бомбардировок 1944 года и штурма города советскими войсками в 1945-м. Многие здания сохранились лишь на довоенных фотографиях, и исследователям приходилось буквально по крупицам собирать информацию об их внешнем виде и устройстве.
Еще одна проблема возникла из-за несоответствия ракурсов фотосъемки нумерации домов на плане Мюллера. Поиск нужного ракурса превращался в настоящее детективное расследование. Так, на идентификацию домов 33-37 по улице Ланггассе ушло несколько месяцев, пока не был найден редкий зимний снимок, на котором удалось разглядеть характерное изображение улья на стене сдвоенного строения.
Для виртуальной реконструкции были выбраны ключевые локации, связанные с жизнью Канта — его дом, Кафедральный собор, университет, места проживания друзей и коллег философа, маршруты его ежедневных прогулок. Каждое здание воссоздавалось с ювелирной точностью на основе всех собранных данных.
«Мы стремились достичь эффекта “машины времени”, чтобы пользователь нашего приложения мог в буквальном смысле перенестись в Кёнигсберг XVIII века и увидеть его глазами Канта, – рассказывает Вячеслав Верещагин. – Для этого мало просто смоделировать здания – нужно передать атмосферу города, вплоть до деталей одежды прохожих и звуковых эффектов. А в перспективе мы планируем также воссоздать интерьеры некоторых значимых построек, чтобы можно было заглянуть, например, в рабочий кабинет Канта».
Итогом двухлетней работы стал VR-проект «Мир Иммануила Канта» – детальная виртуальная реконструкция исторического центра Кёнигсберга периода жизни великого философа. Это не просто архитектурная 3D-модель, но своего рода интерактивный исторический симулятор, позволяющий совершить полное погружение в городскую среду XVIII столетия.
Приложение «Мир Иммануила Канта» обещает стать бесценным подспорьем не только для ученых-кантоведов, но и для всех интересующихся историей Восточной Пруссии. Погружение в виртуальную реальность Кёнигсберга времен Канта поможет студентам и исследователям глубже понять контекст создания работ философа, прочувствовать дух эпохи, осознать неразрывную связь мыслителя с его родным городом.
Первая публичная презентация проекта вызвала интерес у участников Кантовского конгресса. Гости конгресса отметили высокий технический уровень и историческую достоверность виртуальной реконструкции, спрашивали о дальнейших планах разработчиков и перспективах использования подобных VR-технологий в исторических исследованиях и образовании.
Существует несколько гипотез о том, как на самом деле древние египтяне строили свои пирамиды. Если о способах возведения монументальных сооружений и инструментах, которые использовали строители, более-менее известно, то о методах доставки блоков и их установки мнения разнятся. Команда французских архитекторов и египтологов изучила ландшафт вокруг самой древней из сохранившихся египетских пирамид — Джосера — и рассказала, как египтяне могли доставлять и поднимать камни для ее строительства.
В прошлом ИИ-системы выполняли определенный набор задач, а при появлении новых их нужно было переобучать. На это уходили дополнительные финансовые и вычислительные ресурсы. Открытие лаборатории исследований искусственного интеллекта T-Bank AI Research и Института AIRI меняет ситуацию. Ученые первыми в мире создали модель в области контекстного обучения (In-Context Learning), которая на нескольких примерах сама может учиться новым действиям.
По оценкам, примерно 10-20 процентов массы галактических скоплений приходится на видимую материю (барионную). Из нее состоят звезды и горячая плазма. Остальное приходится на темную материю, неуловимую нашими инструментами. Впервые напрямую наблюдать разделение двух видов материй удалось в сливающихся галактических скоплениях MACS J0018.5+1626.
Международная команда исследователей с участием ученых из НИУ ВШЭ изучила, как люди, владеющие двумя языками (билингвы), ассоциируют время с пространством. Оказалось, что и в первом, и во втором языке они связывают прошлое с левой частью пространства, а будущее — с правой. При этом чем выше уровень владения вторым языком, тем сильнее выражена эта связь.
Человек множеством способов загрязняет природу вокруг себя, преимущественно воду. В Мировой океан попадают как отходы с производств, так и тонны пластикового мусора. Все это способно отравлять жизнь морских животных, особенно редких вроде акул. Одним из малоизученных токсичных источников можно назвать наркотики, в частности кокаин. Случайное употребление этого вещества акулами раньше только предполагали, но теперь бразильские биологи нашли прямые доказательства.
На сегодня удалось подтвердить существование тысяч экзопланет, но лишь около 25 из них получилось запечатлеть напрямую. Причем из них лишь шесть объектов старше 100 миллионов лет. И вот, наконец, ученые смогли сделать снимок взрослой экзопланеты.
Необычный биологический вид, по оценке авторов новой научной работы, пригоден для заселения четвертой планеты без каких-либо предварительных условий — уже в том виде, в котором он существует сейчас. Поскольку речь идет о фотосинтетическом организме, он способен нарабатывать существенное количество кислорода. Интересно, что кандидат на терраформирование Марса сохранил жизнеспособность после месяца в жидком азоте.
Falcon 9 Block 5 впервые за три сотни запусков дал частично неудачный полет. Ракета выводила 20 спутников компании SpaceX, с 15 связь уже пропала, еще пять могут быть потеряны в ближайшее время.
Авторы нового исследования впервые показали, что круглые провалы в лунной поверхности не просто близки к многокилометровым пещерам на естественном спутнике Земли, но и располагают тоннелями, ведущими в глубину.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии