• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
22 февраля
РНФ
6
42 380

Уровень воды в древнем Каспии был на десятки метров выше современного из-за изменений палеоклимата

4.5

Ученые показали, что экстремальный подъем уровня Каспийского моря на десятки метров, произошедший 18-13 тысяч лет назад и получивший название «Великая Хвалынская трансгрессия», мог быть вызван, вопреки существующим гипотезам, не таянием ледника, а естественными изменениями палеоклимата. Оказалось, что из-за холодного климата того периода обширные территории, с которых собирали воду впадающие в Каспий реки, были покрыты многолетней мерзлотой. В результате массы дождевых и талых вод почти не впитывались в мерзлые грунты и стекали в море, испарение с поверхности которого было небольшим. Все эти факторы привели к повышению уровня Каспия и увеличению площади моря более чем вдвое по сравнению с современным. Полученные данные помогут уточнить представления о масштабе колебаний уровня Каспийского моря при изменении климата.

Площадь Каспийского моря при разном уровне воды в нем. Желтым цветом показаны границы распространения Хвалынской трансгрессии моря
Площадь Каспийского моря при разном уровне воды в нем. Желтым цветом показаны границы распространения Хвалынской трансгрессии моря / © Александр Гельфан

Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в одном из ведущих европейских журналов Hydrology and Earth System Sciences.

Каспийское море — крупнейший в мире водоем, напрямую не сообщающийся с океаном. Исследования указывают на то, что уровень Каспийского моря за всю историю его существования сильно менялся: разница между минимальным и максимальным значениями достигала более 100 метров. Самое известное и масштабное повышение уровня моря — Хвалынская трансгрессия — произошло в период 18-13 тысяч лет назад. В течение этого времени уровень Каспийского моря держался более чем на 50 метров выше современного. Ученые выдвигали немало гипотез, объясняющих причины Хвалынской трансгрессии.

Большинство из них сводилось к поиску ответа на вопрос: каков источник огромного притока воды, необходимого для столь высокого подъема древнего моря в холодном и сравнительно сухом климате того времени? Многие ученые объясняли это явление дополнительным притоком воды в Каспий, который возник, во-первых, в результате таяния гигантского Скандинавского ледника, а во-вторых, из ледниковых озер с реками, которые сейчас не впадают в Каспий. Еще одним подтверждением огромной водности древних рек бассейна Каспийского моря стали найденные на Русской равнине следы когда-то существовавших русел, во много раз превышающих по размерам современные реки.

Расположение древних палеорусел в долинах современных рек / © Вадим Украинцев

Научный коллектив, объединяющий гидрологов из Института водных проблем РАН (Москва), геоморфологов, палеогеографов, климатологов и океанологов из Института географии РАН (Москва), Института физики атмосферы имени А. М. Обухова РАН (Москва), Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН (Москва), поставил амбициозную задачу: найти с помощью современных методов моделирования и палеогеографического анализа наиболее вероятные причины формирования Хвалынской трансгрессии Каспия.

Работа велась по нескольким направлениям. Группа климатологов и океанологов с помощью современных численных моделей общей циркуляции атмосферы и океана исследовала климатические условия разных периодов существования Каспия, его водный и тепловой режимы с учетом динамики ледового покрова. Ученые показали, что уровень моря, характерный для периода Хвалынской трансгрессии, мог поддерживаться, если приток воды в Каспий был на 30–50 процентов выше современного с учетом незначительного испарения с поверхности моря.

Группа палеогеографов и геоморфологов изучила следы древних русел рек на Русской равнине, которые несли свои воды в Каспий. Отобрав сотни образцов грунта и исследовав их на современном аналитическом оборудовании, ученые показали, что возраст этих русел составляет 17,5–14 тысяч лет, то есть совпадает с периодом Хвалынской трансгрессии. Рассчитанный объем водного стока, поступавшего в Каспийское море по этим огромным руслам, также оказался близок к оценкам, полученным при моделировании.

Бурение палеорусел / © Вадим Украинцев

Третья группа исследователей — гидрологическая — с помощью численной модели воспроизвела процессы, которые могли привести к формированию столь масштабного притока воды в море в исследуемый период. Ученые показали, что основной причиной стало повсеместное распространение многолетней мерзлоты, которая препятствовала впитыванию воды в почву и испарению. В этих условиях даже пониженные по сравнению с современными атмосферные осадки могли сформировать речной сток на 40 процентов больше современного.

«Выполненные модельные расчеты и результаты палеогеографического анализа подтвердили гипотезу о том, что подъем уровня древнего Каспия на десятки метров выше современного мог произойти в холодном и сравнительно сухом климате 18-13 тысяч лет назад, когда вклад талых ледниковых вод либо уже отсутствовал, поскольку ледник растаял, либо был незначимым. Независимые оценки, полученные тремя группами исполнителей проекта, дали сходные величины: приток воды в Каспий был до полутора раз больше современного, что обеспечивало поддержание столь высокого уровня моря при небольшом испарении с его поверхности. Такой приток в отсутствие ледникового стока объясняется распространением на Русской равнине многолетнемерзлых пород», — рассказывает руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Александр Гельфан, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Института водных проблем РАН.

В дальнейшем авторы планируют продолжить исследования по реконструкции масштабных подъемов и падений уровня Каспийского моря в другие эпохи как отражения изменений климата. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
РНФ осуществляет финансовую и организационную поддержку фундаментальных и поисковых научных исследований посредством финансирования прошедших конкурсный отбор научных, научно-технических программ и проектов.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 09:13
Полина Меньшова

Особенности личности — в частности, степень экстравертности — влияют на то, кто с большей вероятностью будет одиноким, а кто вступит в отношения. Типы личности также связаны с уровнем общей удовлетворенности жизнью. К таким выводам пришли ученые из Канады.

Позавчера, 11:05
Игорь Байдов

Некоторым насекомым становится сложнее находить себе пары внутри вида из-за роста концентрации «вредного» тропосферного озона. Он разрушает выделяемые этими животными половые феромоны, что может привести к «неправильному спариванию» и появлению бесплодного потомства. Такая ситуация опасна катастрофическим сокращением численности насекомых в мире. Об этом в своей статье рассказали биологи из Германии.

11 апреля
Ольга Иванова

Американские ученые пришли к выводу, что ценности, подчеркивающие важность терпимости и индивидуализма, во всем мире за последние 40 лет резко разошлись, особенно между западными странами с высоким уровнем дохода и остальными государствами.

Позавчера, 09:13
Полина Меньшова

Особенности личности — в частности, степень экстравертности — влияют на то, кто с большей вероятностью будет одиноким, а кто вступит в отношения. Типы личности также связаны с уровнем общей удовлетворенности жизнью. К таким выводам пришли ученые из Канады.

Позавчера, 11:05
Игорь Байдов

Некоторым насекомым становится сложнее находить себе пары внутри вида из-за роста концентрации «вредного» тропосферного озона. Он разрушает выделяемые этими животными половые феромоны, что может привести к «неправильному спариванию» и появлению бесплодного потомства. Такая ситуация опасна катастрофическим сокращением численности насекомых в мире. Об этом в своей статье рассказали биологи из Германии.

11 апреля
Ольга Иванова

Американские ученые пришли к выводу, что ценности, подчеркивающие важность терпимости и индивидуализма, во всем мире за последние 40 лет резко разошлись, особенно между западными странами с высоким уровнем дохода и остальными государствами.

18 марта
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

8 апреля
Василий Парфенов

Режим работы, количество трудовых часов в неделю и экономическую стабильность профессии прочно ассоциируют с благополучием человека. Количественно и качественно определить эти взаимосвязи получается редко — нужны большие выборки респондентов и длительное время наблюдений. Автор новой научной работы использовал долговременное исследование более чем семи тысяч американцев, чтобы выявить основные эффекты паттернов трудовой деятельности на психическое и физическое здоровье работающих людей.

28 марта
Игорь Байдов

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.

[miniorange_social_login]

Комментарии

6 Комментариев

Jora Bayramow
23.02.2024
-
-1
+
Изучение истории Каспия не спасет её от обмеления. Известно, что Каспийское море и Аральское море остатки древнего океана под названием Тетис. Арал высыхает. У Каспия тоже появилась признаки высыхания в виде быстрого её обмеление. Если это произойдет, то это будет огромная экологическая катастрофа для региона. Экологическую катастрофу можно избежать. Каспию и Арал спасет только большая вода извне. Для этого прикаспийским государством необходимо договориться и построить, причём судоходный, канал от Каспия до Персидского залива и сначала заполнить Каспию, а затем построив такой же судоходный канал от Каспия до Арала заполнить и бассейн Арала в пределах ее прежних размеров. Это очень амбициозный план однако если взяться за дело в современном этапе развития человеческой цивилизации, вполне осуществимый проект. А как и каким образом этот проект безопасно осуществить (учитывать уровень мирового океана, построить шлюзы др.гидросооружении необходимые для контроля сброса воды мирового океана в Каспию) это уже дело рук специалистов. Таким образом прикаспийские государства, включая и Узбекистан не только спасут Каспию и Арала и тем самым предотвратят экологическую катастрофу, но и для них это будет выход на мировой океан, что очень необходимо им с экономической точки зрения. Для России это будет самый короткий путь - выход в Индийский океан, что тоже очень крайне немаловажно. А для Ирана от этого будет огромная экономическая польза. Так что необходимо только волевое решение государственных мужей региона.
    Виктор
    23.02.2024
    -
    1
    +
    Jora, это Вы сами придумали, или кто-то подсказал? Ладно, что напрямки до Персидского залива 1000 (тысяча!!!) километров. Так ещё нужно пройти Эльбурс и др горные цепи от 1500м и выше... P.S. Уровень Каспия, насколько мне известно, сейчас растёт и в ближайшем обозримом будущем также будет расти.
    +
      ещё комментарии
      Jora
      23.02.2024
      -
      0
      +
      Виктор, такой проект существует ещё с царских времён. Дорабатывался во времена СССР. И ещё, длина канала, причём судоходного, составляет по этому проекту всего 700 км. По проекту из них более 400 км. пройдет по русле реки Ирана. И Иран в первую очередь заинтересован в осуществлении проекта. Ещё к Вашему сведению сообщаю, что обмеление Каспия идёт очень быстрыми темпами и опустился уже более 3 х метров и в некоторых местах вода от берега ушла на многие километры. А Арал вообще прямо на глазах высыхает. Так что это огромная экологическая катастрофа не только в масштабе центральной Азии, но и Казахстана и России. Так что в современном этапе, с учётом развития науки и технологий, осуществление этого проекта по плечу человечеству.
        Виктор
        23.02.2024
        -
        0
        +
        Jora, сейчас больше актуальны авиа и ж/д-перевозки. Многосоткилометровый канал с адекватной пропускной способностью через горные цепи Загроса - мао-цзе-дун идея в ближайшем обозримом будущем. + вроде бы, с глобальным потеплением кол-во осадков в европейской части РФ возрастёт (статейка на эту тему где-то здесь была). Паводок этой весны, кстати, обещает быть рекордным... Если же, всё-таки будет продолжать мелеть - снова перекрыть Кара-Богаз-Гол. Арал - отдельная тема, имеющая мало общего с Каспийским морем.
А какже Тургайский пролив, вероятно соединявший Каспийское (остатки Сарматского) море с Западно-Сибирским (подпираемым с севера ледником)?
    Вадим
    23.02.2024
    -
    0
    +
    Виктор, во-первых, согласно новейшим представлениям, в это время Западная Сибирь была перигляциальной зоной, последний раз территория равнины была покрыта оледенением в ранневалдайскую эпоху. Во-вторых, Тургайская ложбина уже пробурена коллегами в самом низком месте водораздела, результаты появятся через пару лет, но в целом уже понятно, что последний раз перелив происходил там гораздо раньше хвалынской трансгрессии

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: