16.11.2021
Homo Science
5 315

Развенчиваем мифы: глутамат — это не вредно

4.5

Вы точно знаете вкус глутамата — его добавляют в чипсы или лапшу быстрого приготовления, а приверженцы здорового питания скажут ему спасибо за вкус сыра или помидоров. Глутамат изучают давно, и вокруг него сложилось много мифов. Например, что это искусственно созданная молекула с кучей побочных эффектов. Но на деле данные о вреде глутамата не удалось подтвердить, а ВОЗ включил его в перечень безопасных пищевых добавок. Разбираемся, откуда пошли мифы про глутамат и что это за молекула на самом деле.

Глутамат / ©Getty images

Глутамат – это усилитель вкуса, и его употребление растет каждый год. Его добавляют в фастфуд, что беспокоит ученых из-за эпидемии ожирения. Существует много исследований о том, опасен ли глутамат. В одном из них ученые кормили мышей глутаматом в количестве 20 процентов от сухого веса еды, и это привело к истончению сетчатки и слепоте.

Но в таких количествах глутамат никто не ест, и опасности для здоровья нет. Другие ученые пришли к выводу, что глутамат приводит к головным болям и ожирению, но результаты тоже не подтвердились в независимых экспериментах.

Что же такое глутамат? Глутамат — это соль глутаминовой кислоты — аминокислоты, которая входит в состав белков, поэтому его вкус нам приятен как индикатор белковой пищи. У глутамата есть своя роль в мозге. Он является возбуждающим нейромедиатором и участвует в запуске двигательных центров, передаче информации в сенсорных системах и формировании памяти.

При этом глутамат из еды не проникает в мозг, благодаря гемато-энцефалическому барьеру, и переваривается как обычный компонент пищи. В общем, глутамата бояться не стоит – мы его едим независимо от того, задумываемся об этом или нет.

Мы потребляем глутамат каждый день с обычной едой, даже если избегаем усилителей вкуса. Он присутствует и в животной, и в растительной еде — так, в 100 граммах картофеля есть примерно 120 миллиграмм глутамата, а в 100 граммах курицы — около 40 миллиграмм.

В тех дозах, в которых он есть в еде, даже как пищевая добавка, глутамат не вреден. Его вкусовые качества связаны с тем, что в ходе эволюции сложилось так, что вкус глутамата мы ассоциируем с пищей богатой белками, то есть с чем-то полезным для поддержания жизни.

При этом роль глутамата в организме очень важна. Он является возбуждающим нейромедиатором — веществом, с помощью которого общаются нейроны. Глутамат участвует в запуске двигательных центров, передаче информации в сенсорных системах и формировании памяти.

Homo Science – просветительский проект, созданный Госкорпорацией «Росатом» специально для молодежи на Интернет-площадке homo-science.ru. Его адресаты – все, кто только начинает думать и мечтать, и те, кто не собирается прекращать этим заниматься. Цель проекта – донести академические знания из самых разных областей науки до молодой аудитории. Homo Science предоставляет медиаплощадку для блогеров-популяризаторов науки и ученых, которые готовы объяснить научные процессы понятным и доступным языком.