Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Психологи МГППУ изучили эмоциональную сферу детей младшего и среднего школьного возраста
Результаты исследования показали, что у детей младшего школьного возраста аффективный словарь эмоций уже включает понятия радости, гнева и страха, которые понимаются на уровне их возраста. А вот понимание вины, стыда и презрения оказывается недостаточным и качественно изменяется с переходом от младшего к старшему школьному возрасту.
Эмоциональное развитие детей привлекает внимание не только родителей и педагогов, но и психологов-исследователей. Изучается эмоциональная компетентность детей, включающая в себя освоение понятий, обозначающих эмоции, способность различать свои эмоции и эмоции других людей по выражениям их лица и невербальному поведению с учетом социальной ситуации, в которой находится ребенок. Использование аффективных понятий, обозначающих эмоции, как показатель сформированности аффективного вербального словаря у детей, в целом оказывает влияние на эффективность социального взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
В Институте экспериментальной психологии МГППУ ведутся исследования, в которых изучаются уровень понимания вербальных обозначений базовых эмоций и особенности восприятия и понимания графических изображений базовых эмоций у детей младшего и среднего школьного возраста (более полно работа описана в статье в журнале «Экспериментальная психология»). Один из этапов исследования проводился на базе общеобразовательных школ городов Кольчугино и Гороховец Владимировской области, в котором приняли участие 123 ребенка — ученики первых и пятых классов.
В ходе исследования участникам предлагалось оценить девять базовых эмоций, используя как вербальные обозначения, так и графические экспрессии. Первоначально им требовалось оценить вербальные обозначения, включающие радость, страх, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, стыд и вину. Затем они также оценивали графические изображения этих эмоций, представленные в трех степенях выраженности: слабой, средней и сильной.
Для оценки использовался метод семантического дифференциала, который помогал получить представление участников об этих базовых эмоциях, используя прилагательные, описывающие эмоциональные переживания. После сбора данных проводился анализ различий в распределении оценок вербальных обозначений, а также сравнение профилей оценок вербальных обозначений и графических экспрессий (разных степеней выраженности) для каждой из девять базовых эмоций.
Результаты исследования показывают, что у детей младшего школьного возраста аффективный словарь эмоций уже включает понятия радости, гнева и страха, которые понимаются на уровне детей среднего школьного возраста. Однако понимание эмоций вины, стыда и презрения оказывается недостаточным и качественно изменяется с переходом от младшего к старшему школьному возрасту. В оценках графических выражений базовых эмоций у детей, как младшего, так и среднего школьного возраста, было обнаружено высокое узнавание эмоций радости, гнева и отвращения, в то время как эмоции удивления, страха, презрения, стыда и вины распознавались слабо.
«Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети младшего школьного возраста уже имеют сформированный аффективный словарь эмоций, который соответствует уровню детей среднего школьного возраста. В этом словаре присутствуют понятия радости, гнева, страха и, возможно, отвращения. Однако, понимание понятий вины, стыда и презрения еще не полностью сформировано и будет изменяться качественно до старшего школьного возраста», — рассказал Евгений Хозе, кандидат психологических наук, заместитель директора Института экспериментальной психологии, старший научный сотрудник Центра экспериментальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ).
Разработанный в исследовании стимульный материал, представленный в виде графических выражений, адаптированных к детскому возрасту, может быть полезен как для научных исследований, направленных на изучение особенностей восприятия, так и для практического использования при исследовании самооценки и развития эмоциональной сферы детей младшего и среднего школьного возраста.
Международная команда ученых оценила связь между длительностью физической активности, ее интенсивностью, риском смерти от всех причин и вероятностью развития сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
Кража лошадей была серьезной проблемой для крестьянских хозяйств в Российской империи. Особенности этого явления, включающие жестокие уголовные наказания, крестьянский самосуд и межэтнические конфликты, выявили в ходе исследования юридических источников историки из МФТИ и РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Исследователи разобрались с тем, что происходит в организме пластикоядных гусениц при поедании и переваривании самого распространенного пластика. Оказалось, что для их здоровья это не проходит бесследно, но, похоже, есть способ помочь и гусеницам, и осуществляемому ими процессу разрушения искусственных полимеров.
Принято считать, что люди с развитыми когнитивными способностями отличаются высокими моральными принципами. Ученые из Великобритании решили проверить этот тезис научными методами и пришли к противоположному выводу.
Подобрать тип физической активности, который лучше всего подходит человеку, можно исходя из особенностей его характера. Психологи из Великобритании определили, что люди с разными чертами личности получают больше удовольствия от разных видов спорта.
В июне 2025 года ВК покинули 1,2 миллиона авторов контента. Это резкое ускорение их бегства в сравнении с предшествующими месяцами. Одновременно число авторов на других платформах растет, в результате по этому показателю соцсеть обогнал не только Telegram, но и запрещенный Instagram*. Причиной происходящего многие наблюдатели посчитали совокупность решений менеджмента компании за последние годы.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии