• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
04.07.2023
МГППУ
383

Психологи МГППУ изучили эмоциональную сферу детей младшего и среднего школьного возраста

4.3

Результаты исследования показали, что у детей младшего школьного возраста аффективный словарь эмоций уже включает понятия радости, гнева и страха, которые понимаются на уровне их возраста. А вот понимание вины, стыда и презрения оказывается недостаточным и качественно изменяется с переходом от младшего к старшему школьному возрасту.

Психологи МГППУ изучили эмоциональную сферу детей младшего и среднего школьного возраста
Психологи МГППУ изучили эмоциональную сферу детей младшего и среднего школьного возраста / ©Getty images / Автор: Godefridus Victorinus

Эмоциональное развитие детей привлекает внимание не только родителей и педагогов, но и психологов-исследователей. Изучается эмоциональная компетентность детей, включающая в себя освоение понятий, обозначающих эмоции, способность различать свои эмоции и эмоции других людей по выражениям их лица и невербальному поведению с учетом социальной ситуации, в которой находится ребенок. Использование аффективных понятий, обозначающих эмоции, как показатель сформированности аффективного вербального словаря у детей, в целом оказывает влияние на эффективность социального взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.

В Институте экспериментальной психологии МГППУ ведутся исследования, в которых изучаются уровень понимания вербальных обозначений базовых эмоций и особенности восприятия и понимания графических изображений базовых эмоций у детей младшего и среднего школьного возраста (более полно работа описана в статье в журнале «Экспериментальная психология»). Один из этапов исследования проводился на базе общеобразовательных школ городов Кольчугино и Гороховец Владимировской области, в котором приняли участие 123 ребенка — ученики первых и пятых классов.

В ходе исследования участникам предлагалось оценить девять базовых эмоций, используя как вербальные обозначения, так и графические экспрессии. Первоначально им требовалось оценить вербальные обозначения, включающие радость, страх, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, стыд и вину. Затем они также оценивали графические изображения этих эмоций, представленные в трех степенях выраженности: слабой, средней и сильной.

Для оценки использовался метод семантического дифференциала, который помогал получить представление участников об этих базовых эмоциях, используя прилагательные, описывающие эмоциональные переживания. После сбора данных проводился анализ различий в распределении оценок вербальных обозначений, а также сравнение профилей оценок вербальных обозначений и графических экспрессий (разных степеней выраженности) для каждой из девять базовых эмоций.

Результаты исследования показывают, что у детей младшего школьного возраста аффективный словарь эмоций уже включает понятия радости, гнева и страха, которые понимаются на уровне детей среднего школьного возраста. Однако понимание эмоций вины, стыда и презрения оказывается недостаточным и качественно изменяется с переходом от младшего к старшему школьному возрасту. В оценках графических выражений базовых эмоций у детей, как младшего, так и среднего школьного возраста, было обнаружено высокое узнавание эмоций радости, гнева и отвращения, в то время как эмоции удивления, страха, презрения, стыда и вины распознавались слабо.

«Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети младшего школьного возраста уже имеют сформированный аффективный словарь эмоций, который соответствует уровню детей среднего школьного возраста. В этом словаре присутствуют понятия радости, гнева, страха и, возможно, отвращения. Однако, понимание понятий вины, стыда и презрения еще не полностью сформировано и будет изменяться качественно до старшего школьного возраста», — рассказал Евгений Хозе, кандидат психологических наук, заместитель директора Института экспериментальной психологии, старший научный сотрудник Центра экспериментальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ).

Разработанный в исследовании стимульный материал, представленный в виде графических выражений, адаптированных к детскому возрасту, может быть полезен как для научных исследований, направленных на изучение особенностей восприятия, так и для практического использования при исследовании самооценки и развития эмоциональной сферы детей младшего и среднего школьного возраста.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) - первый в России психологический университет: 12 факультетов, из которых 7 психологических, 23 психологические кафедры, 22 специальности и направления подготовки. МГППУ - участник программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». МГППУ по итогам предметных рейтингов вузов России 2022 года RAEX вошел в число лучших вузов страны по психологии и педагогике.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 15:47
Александр Березин

Разные группы ученых предсказывали существование реликтовых гравитационных волн еще десятки лет назад. Однако, когда такое открытие в 2020-х годах действительно сделали, оказалось, что обнаруженные гравиволны несовместимы практически со всеми конкретными предсказаниями, кроме одного.

Позавчера, 15:22
Nadya

Земля начала формироваться примерно 4,5 миллиарда лет назад. Чтобы понять, как это происходило в ранние периоды развития нашей планеты, ученые ищут образцы древних горных пород. Одну из таких, возрастом почти 3,5 миллиарда лет, обнаружили рядом с городом Колли в Австралии.

Вчера, 10:45
Юлия Трепалина

Губки из меламина стали популярными благодаря своим хорошим чистящим свойствам. Работая, подобно мелкой наждачной бумаге, они даже без моющих средств справляются со стойкими загрязнениями на поверхностях вроде следов маркера и въевшихся пятен. Однако в процессе использования меламиновые губки изнашиваются и теряют волокна микропластика. Из-за этого китайские ученые увидели в них ранее неучтенный источник потенциально вредных выбросов.

17 июня
Игорь Байдов

Американские военные планируют разработать психостимулятор, действие которого можно активировать в мозге с помощью ближнего ИК-излучения. Такая технология поможет пилотам ВВС США сохранять бдительность во время длительных боевых вылетов. Привыкания или побочных эффектов препарат вызывать не будет.

18 июня
Юлия Трепалина

Хотя полезным свойствам кофе посвящено много исследований, ученые продолжают делать открытия по этой теме. Недавняя работа китайских медиков показала, что регулярное употребление бодрящего напитка способно в некоторой мере снизить вероятность смерти при малоподвижном образе жизни.

18 июня
Дарья Г.

В 2019 году далекая тусклая галактика SDSS1335+0728 неожиданно быстро нарастила яркость. В центре галактик бывают вспышки яркости, когда какая-нибудь неудачливая звезда подлетает слишком близко к черной дыре. Обычно эти события длятся десятки дней. Тут же галактика остается яркой спустя несколько лет. Видимо, астрономы впервые поймали возникновение активного галактического ядра.

24 мая
Игорь Байдов

С помощью космических и наземных телескопов международная команда астрономов открыла похожий на нашу планету мир в так называемой зоне обитаемости, позволяющей воде существовать на поверхности тела в жидком состоянии. По космическим меркам экзопланета находится достаточно близко к Земле и, вероятно, представляет собой скалистый мир с благоприятным для жизни климатом. Подобные миры астрономы открывают крайне редко.

27 мая
Андрей

Европейские гляциологи, используя первые снимки Восточной Антарктиды 1937 года, а также фотографии середины XX века и современные спутниковые данные, отследили, как менялись ледники в этом регионе на протяжении 85 лет.

10 июня
Александр Березин

Исследователи из США выяснили, что примерно два миллиона лет назад Солнечная система захватила хвост облака холодного межзвездного газа. В результате гелиосфера сильно сжалась, дав галактическим лучам свободно облучать все планеты системы. Это должно было вызвать и серьезные проблемы с климатом.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно