Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Московские психологи узнали, как соцсети меняют речь и общение старшеклассников
В России дети начинают активно пользоваться соцсетями с девяти лет. Время, проведенное онлайн, вызывает беспокойство родителей: более четверти детей проводят в сети до 14 часов в неделю. Ученые МГППУ выяснили, как социальные сети влияют на общение подростков.
Статья опубликована в научном журнале «Язык и текст». Сегодня для подростков социальные сети — это не просто способ скоротать время, а важная часть жизни. Здесь они общаются, делятся новостями, выражают эмоции с помощью мемов, стикеров и смайликов, а еще придумывают новые слова и сокращения. Однако у такого общения есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, подростки становятся креативнее, учатся быстро реагировать и находить общий язык. С другой — иногда забывают о правилах русского языка, начинают чаще использовать сленг, сокращения и даже делать ошибки в письме.
Язык — живой и постоянно меняющийся организм. Сленг, эмодзи, «кружочки» и другие средства коммуникации помогают подросткам создавать уникальный язык, который включает сокращения, заимствования и другие способы образования новых слов. Например, слова «кринжовый» (от англ. cringy — неловкий) или «криповый» (от creepy — страшный) теперь привычны в их лексиконе. Кроме заимствований, подростки сокращают слова, создают аббревиатуры (например, «ДР» — день рождения) и добавляют суффиксы, чтобы сделать речь более живой и эмоциональной. Это помогает им быстрее и ярче выражать мысли и эмоции в виртуальном общении.
Такие элементы не только делают общение более живым и эмоциональным, но и способствуют развитию креативного мышления, критического подхода и фантазии. Эмодзи, стикеры и мемы позволяют быстро и ярко передавать эмоции, а видео и «кружочки» служат для визуального самовыражения и привлечения внимания. Вместе эти средства формируют особую речевую культуру, отражающую особенности виртуального общения и влияющую на развитие коммуникативных навыков подростков.
На вопрос об использовании при коммуникации в сети визуальных средств для выражения эмоций 98% опрашиваемых школьников ответили, что используют дополнительные визуальные формы для выражения эмоций. Обсуждая данный вопрос с целевой аудиторией, было выявлено, что смайлики и стикеры позволяют передать интонации текстового сообщения для более корректного взаимодействия с партнером. Также визуальные формы позволяют заменять части слов и предложений, позволяя ускорять процесс коммуникации
Исследователи опросили 376 школьников 9-11 классов и выявили их коммуникативный потенциал: низкий, средний, высокий и очень высокий. Затем, чтобы понять, как именно соцсети влияют на подростков, авторы статьи провели эксперимент. Они разделили 11-классников со средним и низким уровнем коммуникативного контроля на две группы и предложили им привлечь людей на мероприятие. Для обеих групп были проведены занятия на развитие их коммуникативных навыков. Первая группа сначала начала рассказывать о событии в интернете, а потом уже приглашала вживую. Вторая — наоборот: сначала работала офлайн, а потом подключила соцсети.
Результаты оказались очень показательными. Группа, которая сначала привлекала внимание онлайн, а потом офлайн, смогла собрать почти в два раза больше участников, чем та, что начала с личных приглашений. Это говорит о том, что для современных подростков соцсети — действительно мощный инструмент для общения и организации событий.
В итоге авторы считают: важно не только пользоваться соцсетями, но и учиться делать это грамотно, чтобы развивать свои навыки общения и не терять богатство родного языка. Социальные сети можно использовать как инструмент для развития грамотной и правильной речи, если подходить к этому осознанно. Важно, чтобы родители и педагоги контролировали и направляли использование соцсетей, помогая подросткам развивать не только виртуальные, но и реальные коммуникативные навыки.
Исследование выполнено коллективом ученых Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ). В его составе: Татьяна Михайлова, Анна Полосина, Ирина Шилина, Анастасия Трифонова.
По общепринятой и незыблемой до сих пор версии, Уран и Нептун — ледяные гиганты: основную часть их массы составляют летучие вещества в особом состоянии «горячих льдов». Теперь у планетологов появилась альтернативная гипотеза: они подозревают, что никаких «горячих льдов» внутри них может не быть, а вместо этого есть крупные каменные ядра, окруженные легкой газовой оболочкой.
Концептуальный дизайнер и художник Вадим Кашин создает научно-фантастические произведения, в которых детально проработанные машины и роботы неотделимы от ландшафта и архитектуры. Кашин работает в жанре, который он сам называет AbstractDiving.
Нобелевская неделя 2025 года стартовала в Швеции с премии в области физиологии или медицины. Ее получили ученые из США и Японии.
По общепринятой и незыблемой до сих пор версии, Уран и Нептун — ледяные гиганты: основную часть их массы составляют летучие вещества в особом состоянии «горячих льдов». Теперь у планетологов появилась альтернативная гипотеза: они подозревают, что никаких «горячих льдов» внутри них может не быть, а вместо этого есть крупные каменные ядра, окруженные легкой газовой оболочкой.
Инженеры Unitsky String Technologies Inc. разработали тяговые накопители энергии, которых хватает рельсовому беспилотнику для перевозки морских контейнеров.
Концептуальный дизайнер и художник Вадим Кашин создает научно-фантастические произведения, в которых детально проработанные машины и роботы неотделимы от ландшафта и архитектуры. Кашин работает в жанре, который он сам называет AbstractDiving.
Посадка, включая выгорание куска степи, прошла штатно, но часть грызунов на борту погибли. Правда, погубила их не повышенная космическая радиация полярной орбиты, влияние которой на млекопитающих планировали выявить в миссии, а более банальные причины.
Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.
Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии