• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
11 сентября, 12:04
ПНИПУ
3
1 079

Ученые рассказали, почему маркетплейсы теряют популярность

❋ 5.1

Все больше покупателей начинают отказываться от привычки делать покупки на маркетплейсах, а число новых продавцов на площадках практически не увеличилось. Аналитика показывает, что за первый квартал 2025 года — прирост селлеров составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, маркетплейсы активно расширяют сеть пунктов выдачи, особенно в регионах, где физическое присутствие всех брендов невозможно. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему люди стали реже совершать покупки на маркетплейсах.

Склад маркетплейса / © Ben Briones for the Philippine News Agency, ru.wikipedia.org

В крупных городах, где рынок точек выдачи насыщен, а потребительский опыт стал более зрелым, на первый план выходят не логистические преимущества, а качество коммуникации, доверие и уникальные предложения. Это явление — эволюция цифрового рынка, свидетельство «дифференциации спроса»: в мегаполисах, где скорость и доступность доставки уже обеспечены, потребители требуют гарантии, персонализированного сервиса и эксклюзивности, — отмечают эксперты Пермского Политеха.

Важно подчеркнуть, что речь не идет о скором закате маркетплейсов. Они продолжают активный рост, но в основном за счет роста пунктов выдачи заказов, особенно в той местности, где прямое присутствие всех брендов физически невозможно.

Однако в крупных городах, где рынок точек выдачи заказов перенасыщен, а опыт потребителей более зрелый, на первый план выходит не логистическое удобство, а именно качество коммуникации и уникальные преимущества. Это называется эволюцией цифрового рынка.

– Мы становимся свидетелями феномена «дифференциации спроса». В мегаполисах, где точки выдачи заказов были открыты в больших количествах и есть возможность выбора, потенциальный клиент смотрит не только на цену. На первый план выходят запросы иного уровня: гарантии, доверие, персонализированный сервис и эксклюзивность, – рассказывает Константин Антипьев, доцент кафедры «Социология и политология» ПНИПУ, кандидат социологических наук.

Одна из причин, почему покупатели теряют интерес к маркетплейсам – это экономия времени на поиск товара. Если раньше приходилось часами листать ленту в поисках нужной позиции, то теперь люди предпочитают пользоваться официальными сайтами брендов, так как весь ассортимент в полном объёме собран в одном месте.

– Бизнес начинает просчитывать наиболее выгодные и быстрые форматы взаимодействия с потребителями в e-com (электронной торговле), например развивая собственные интернет-магазины. Статистика роста повторных покупок через сайты брендов говорит о том, что компании выделяют бюджеты и выстраивают системную коммуникацию с потребителями через собственные каналы. В конечном итоге, выигрывают в такой ситуации и бизнес, и потребитель, – рассказывает Юлия Лекторова, доцент кафедры «Иностранные языки и связи с общественностью» ПНИПУ, кандидат политических наук.

Вопрос гарантии подлинности и качества также играет важную роль. На многобрендовых площадках, где соседствуют сотни и тысячи продавцов, покупатель не застрахован от риска столкнуться с контрафактной продукцией или товаром сомнительного качества. Этот риск особенно усиливается при повторных покупках, когда потребитель, уже оценивший оригинальный продукт, не готов идти на компромиссы.

По словам эксперта Юлии Лекторовой, покупки в онлайн-магазинах брендов для людей равны гарантии качества: в современном мире нематериальные активы, такие как репутация, которая формируется через коммуникацию «продавец-покупатель», стоят кратно дороже.

Также одной из причин снижения клиентской активности на маркетплейсах является то, что покупатель не может воспользоваться персональной системой скидок, программой лояльности, подарками, розыгрышами, которые ему может предложить бренд.

– Бизнес на площадке собственного сайта получает возможность формировать лояльное комьюнити бренда, мониторить изменения потребительского спроса, формировать новые потребности своей целевой аудитории, создавать   коммуникационные триггеры для повторных покупок. Расходы компании на модерацию и seo-оптимизацию (простота и удобство нахождения информации через поисковые системы) сайта окупаются за счет возможности напрямую взаимодействовать со своей аудиторией», —объясняет ученая ПНИПУ.

Кроме того, на доверие покупателей косвенно влияет и растущее нежелание самих продавцов работать с площадками. По данным аналитиков розничной онлайн-торговли за первый квартал 2025 года число селлеров на маркетплейсах почти перестало расти: прирост составил лишь 0,45% год к году. Все из-за удорожания реализации товаров через площадки.

– Многие селлеры активно развивают прямые каналы продаж, стремясь уйти от растущих комиссий маркетплейсов и логистических издержек. Для покупателя это становится сигналом: если даже продавцы, стремясь сохранить качество и цены, уходят с площадок, то их доверие к маркетплейсу как к надежному и выгодному каналу закономерно снижается, – добавляет Константин Антипьев.

При этом маркетплейсы остаются ключевой «витриной» для знакомства с новинками, особенно в стабильно востребованных категориях — например, бытовая химия или сезонные товары. Потребители здесь ценят оперативность и удобство единой доставки. Параллельно площадки служат для малого бизнеса важным «знаком качества»: многие клиенты больше доверяют гарантиям и возвратам крупной платформы, чем неизвестному сайту. Это преимущество наиболее очевидно в тех регионах, где онлайн-пространства удерживают лидерство за счет логистического превосходства и широты ассортимента, недоступной локальным продавцам.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Пермский национальный исследовательский политехнический университет (национальный исследовательский, прошлые названия: Пермский политехнический институт, Пермский государственный технический университет) — технический ВУЗ Российской Федерации. Основан в 1960 году как Пермский политехнический институт (ППИ), в результате объединения Пермского горного института (организованного в 1953 году) с Вечерним машиностроительным институтом. В 1992 году ППИ в числе первых политехнических вузов России получил статус технического университета.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
9 сентября, 11:03
Адель Романова

Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.

11 сентября, 13:15
Александр Березин

Создать атомную отрасль Москве было куда сложнее, чем ее конкурентам: деление атомного ядра открыли в Германии, там же были и большие запасы урана. США повезло не только с ураном, но и с кадрами. Мигрировавшие туда из-за фашизма европейские ученые стали, как это признавали советские физики, ключевым фактором создания первого американского атомного реактора. Совсем иначе дело обстояло в СССР: почти ноль своей добычи урана, небольшое число ученых, отсутствие массы свободных средств, как у «Манхэттенского проекта». Почему, несмотря на это, отечественной атомной отрасли удалось стать второй в мире? Какие трудности пришлось преодолеть на пути к экстраординарному успеху? И почему у немцев или англичан, имевших большую фору, все это так и не вышло?

10 сентября, 14:25
Игорь Байдов

Долгое время исследователи полагали, что шерстью, переливающейся на свету всеми цветами радуги, обладает только одно млекопитающее. Однако авторы нового исследования выяснили, что это не так. Такого рода шерсть встречается как минимум у 10 групп млекопитающих.

9 сентября, 11:03
Адель Романова

Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.

8 сентября, 20:06
Evgenia Vavilova

Ученые впервые смогли создать видимый в оптическом диапазоне темпоральный кристалл. Для этого они использовали жидкие кристаллы.

6 сентября, 16:25
Evgenia Vavilova

Для разрыва связи между атомами водорода понадобились золото, титан и ультрафиолетовое излучение. Полученный водород ученые использовали для преобразования углекислого газа в этилен.

9 сентября, 11:03
Адель Романова

Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.

3 сентября, 07:56
Адель Романова

Недавнее появление в Солнечной системе межзвездного объекта 3I/ATLAS вызвало новую волну обсуждения вопроса о том, как отличить комету или астероид от внеземного космического корабля либо другого артефакта, не созданного человечеством. Астрономы рассказали, что у искусственного объекта могут быть четыре характерные особенности.

12 августа, 11:29
Юлия Трепалина

Влияет ли формат знакомства на качество последующих романтических отношений в паре? Научные данные на этот счет разнятся. Новое исследование по вопросу представила группа психологов из Польши, Австралии и Великобритании. В попытке понять, при каком сценарии удовлетворенность отношениями выше, а любовь крепче — когда двое нашли друг друга в Сети или познакомились в жизни, — ученые опросили свыше 6000 тысяч человек из разных стран.

[miniorange_social_login]

Комментарии

3 Комментария
Иван Колупаев
3 часа назад
-
0
+
Практически вся статья набор голословных утверждений написанных человеком из глухой тайги где никакого онлайна кроме медведей. Блджад пздц что вообще никто этот мусор нейросетевой не проверяет?
Сергей Механик
4 часа назад
-
0
+
Не знаю официальную статистику, но по своему опыту и общению с другими людьми, не сказал бы, что Озон теряет популярность.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно