Компьютерное моделирование помогло исследовать липиды — Naked Science
ФизТех

Компьютерное моделирование помогло исследовать липиды

4.6

Липиды играют важную роль в обмене веществами и энергией между клеткой и внешней средой. Ученые из МФТИ разработали программу PCAlipids, способную анализировать их динамику и представлять информацию в виде наглядных графиков. Такие инструменты значительно ускоряют исследование воздействия различных веществ и условий на липиды.

Липиды под микроскопом / ©/www.genengnews.com

Результаты опубликованы в журнале Biochimica et Biophysica Acta – Biomembranes. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Каждая клетка отделена от внешнего мира мембраной, которая отвечает за множество жизненно важных функций. Мембрана образована белками, встроенными в гибкий липидный слой. При этом липиды сильно влияют на функции отдельных белков и мембраны в целом.

Для исследования механизмов работы белков существует множество экспериментальных подходов. Однако этим методам не хватает либо временного, либо пространственного разрешения для изучения липидов, не менее важных составляющих мембран. На помощь приходят компьютерные методы, а именно моделирование методом молекулярной динамики.

Суть метода очень проста: вычислить силы, действующие на каждый атом, решить для каждого атома уравнения движения Ньютона и повторить эту процедуру столько раз, сколько нужно. Такой подход позволяет изучать разнообразные процессы на пикосекундных временных и атомарных пространственных разрешениях. Взаимодействия атомов описываются с помощью уравнений квантовой механики, однако решить их для больших систем не представляется возможным.

©Дарья Сокол / Пресс-служба МФТИ

Поэтому при моделировании методом молекулярной динамики ученые упрощают реальный потенциал взаимодействия. Параметры таких упрощенных взаимодействий называют силовыми полями. Их, естественно, необходимо валидировать — то есть сравнить экспериментальные и вычислительные результаты. При хорошем воспроизведении измеряемых величин силовому полю можно доверять.

Мембранные силовые поля тоже проходят такую проверку. Экспериментальные методы, используемые для изучения липидных систем, в настоящее время позволяют узнавать в основном усредненные по большому количеству молекул величины. Чтобы можно было сравнивать результаты моделирования с экспериментом, компьютерные методы анализа мембран также концентрируются на аналогичных усредненных характеристиках.

Сотрудники Центра исследований молекулярных механизмов старения и возрастных заболеваний МФТИ Павел Буслаев, Халид Мустафин и Иван Гущин разработали программный пакет PCAlipids (распространяется бесплатно и доступен по ссылке), который анализирует структуру отдельных молекул липидов в конкретный момент и описывает изменения конформаций во времени. Для этого используется метод главных компонент, который позволяет выделить наиболее значимые элементы в данных.

«PCAlipids — это программа, которая позволяет описать движения отдельной молекулы. В нашей работе мы концентрировались на липидах, однако метод может быть применен и к другим молекулам. Сейчас, к сожалению, не существует возможности измерить экспериментально величины, которые анализирует PCAlipids. Однако мы предложили несколько возможных экспериментов, которые можно было бы сделать. Мы надеемся, что это послужит толчком к развитию новой экспериментальной области.

Появление подобных экспериментальных данных позволит сравнить вычисленные с помощью компьютерного моделирования липидов величины с реальной жизнью и, таким образом, улучшить параметры моделирования», — поясняет Павел Буслаев, научный сотрудник лаборатории структурного анализа и инжиниринга мембранных систем МФТИ.

По сути, PCAlipids сначала ищет группы атомов, двигающихся вместе. Самое амплитудное и включающее наибольшее число атомов липида коллективное движение определяет первый базисный вектор новой системы координат. Второму базисному вектору соответствует следующее по значимости коллективное движение и так далее.