• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
26 декабря, 14:32
МГППУ
1
128

Психологи изучили, как социальные сети влияют на личность подростков

❋ 4.3

В подростковом возрасте молодые люди переживают важный этап — поиск себя. Это процесс формирования идентичности по Эриксону: ощущение цельной личности, где человек уверен в стабильности своего образа в широком понимании и получает признание от окружающих. В отечественной психологии это перекликается с идеей Даниила Эльконина об «открытии своего Я» — подросток начинает рефлексировать, сравнивать себя с другими и выстраивать систему ценностей для зрелых отношений и выбора профессии. Сегодня социальные сети радикально меняют этот процесс, становясь полноценной «виртуальной микросистемой» — средой влияния наравне с семьей и школой.

Подросток просматривает соцсети на смартфоне / © Reuters / Hollie Adams

Психологи Московского государственного психолого-педагогического университета провели обзор исследований (2012–2025 годов), который систематизирует механизмы воздействия соцсетей, выявляет риски и предлагает стратегии помощи. Статья опубликована в журнале «Социальные науки и детство».

Основы теории и механизмы влияния

Классическая модель американского психолога Джеймса Марсии объясняет формирование идентичности через два основных критерия: исследование, то есть экспериментирование с разными ролями, постановку под сомнение существующих убеждений и оценку различных вариантов самоопределения, а также приверженность — это принятие твердых решений в ключевых сферах жизни, таких как ценности, убеждения или цели, с искренним личным интересом к ним.

Итальянский исследователь Элена Крочетти расширила эту модель, добавив третий фактор — пересмотр приверженности, когда человек сравнивает свои текущие обязательства с альтернативными вариантами. Таким образом процесс превращается в цикл: создание идентичности, ее сохранение и укрепление, а затем необходимая корректировка. В социальных сетях этот цикл протекает особенно интенсивно, поскольку платформы предлагают доступ к тысячам социальных ролей, а обратная связь от пользователей приходит практически мгновенно.

Модель американского психолога Серены Со показывает, что цифровая среда активно формирует личность через четыре взаимосвязанных механизма. Подростки сами выбирают платформы для взаимодействия, и те, у кого идентичность нестабильна — в состоянии диффузии, — проводят в них особенно много времени. Они манипулируют, сознательно подстраивают профили и публикуют посты, чтобы получить похвалу и обратную связь. Алгоритмы, опираясь на прошлое поведение, генерируют персонализированный контент, который непреднамеренно сужает поле для экспериментов с собой и предлагает контент как от системы рекомендаций, так и от пользователей в виде лайков и комментариев. Наконец, полученный онлайн-опыт применяется и интегрируется в реальную самоидентичность: разные люди в одной среде интерпретируют ее по-своему, впитывая или отвергая влияние. Эксперименты по теории сдвига идентичности подтверждают: если подросток целенаправленно представляет себя в интернете, например, как интроверта или экстраверта, он начинает верить в этот образ и меняться в соответствии с ним. Публичная самопрезентация вызывает «сдвиг идентичности» — соединения цифрового образа с реальным, а любая позитивная оценка только усиливает эффект.

Особенности и угрозы онлайн-среды

Соцсети кардинально поменяли механизм самопрезентации — пользователи контролируют свой образ и тщательно отбирают контент для идеализированных профилей, корректируют посты под ожидаемые реакции, прибегают к заискиванию с милым и дружелюбным видом или к саморекламе талантов и навыков, чтобы завоевать одобрение сверстников. Лайки и комментарии публичны, постоянны и заметны, что усиливает ориентацию на «воображаемую аудиторию» по Элкинду — иллюзию постоянной оценки и интереса со стороны кого-то. Вера в это убеждение обостряет разрыв между реальным и желаемым, провоцирует бесконечные сравнения с отретушированными фото чужих жизней, особенно в аспектах внешности, отношений и успехов.

Постоянная сверка может привести к депрессии и падению самооценки под влиянием нереалистичных стандартов. Помимо мнимой аудитории, подростки стремятся к общению с блогерами и инфлюенсерами, однако это лишь парасоциальные связи — односторонние эмоциональные отношения, благодаря которым идентичность может обогатиться за счет подражания внешности или характеру кумира.

Подростки экспериментируют с множественными альтернативными образами для развлечения или из-за одиночества, но параллельно наблюдается обратный тренд сближения виртуального и реального «Я».

Селфи превратился в акт коммуникации — это не просто фото. Подростки балансируют между настоящей и идеальной картинкой, посвящают совершенствованию изображения много времени: в период важных жизненных перемен, например, поступления, профиль переживает «перезапуск». Здесь важны визуальный код и эстетика — тренды, цвета, композиция, интерфейс, стиль редактирования. Обработка не только давит нормами, но также помогает позиционировать уникальность и находить единомышленников.

В связи с повышенным вниманием к визуальному особую опасность несет онлайн-шейминг — травля на почве внешности, которая в 21 раз чаще вызывает негативные последствия: депрессию у 25–45% подростков, тревогу и психосоматические проблемы, в основном у девочек. Фильтры в приложениях развивают «снэпчат-дисморфофобию» — фиксацию на мнимых несовершенствах. Это толкает людей к пластическим операциям, где пациенты показывают хирургам селфи с фильтрами как желаемый результат.

Помимо высокой концентрации на внешнем, на формирование идентичности влияет реакция и осведомленность виртуального общества. Контекстный коллапс — это стирание границ социальных контекстов: друзья, семья и учителя смешиваются в одном виртуальном пространстве — либо специально (публикация личного фото для всех), либо случайно (неожиданная отметка на фото). Слияние порождает дискомфорт, конфликты и затрудняет формирование идентичности, а также развивает самоцензуру, особенно когда разные аудитории ждут разного поведения: например, студенты воспринимают соцсети как личное пространство и не спешат добавлять в друзья преподавателей, поскольку образ и контент ориентированы на аудиторию друзей.

Рекомендации для психологов и родителей

В цифровой среде процесс формирования идентичности стал более публичным, рефлексивным, но одновременно уязвимым под влиянием алгоритмов, постоянных лайков и контекстного коллапса. Чтобы сократить эти риски и усилить позитивный потенциал соцсетей, психолого-педагогическая работа должна включать несколько ключевых стратегий.

Во-первых, необходимо обучать подростков критическому анализу контента: объяснять, что фото в сетях — это тщательно сконструированная и отредактированная постановка, а не отражение реальной жизни, а алгоритмы и реклама намеренно манипулируют вниманием и подстраивают ленту под свои цели.

Во-вторых, важно устанавливать лимиты на время в сети, контролировать эмоциональные реакции на обратную связь вроде лайков или комментариев, а также осваивать гибкие настройки приватности, чтобы управлять контекстным коллапсом и избегать нежелательного смешения аудиторий.

В-третьих, следует стимулировать позитивное и созидательное использование платформ: направлять внимание с пассивного скроллинга и болезненных сравнений на активные практики — целенаправленный поиск единомышленников, поддерживающих сообществ, развитие хобби, профориентацию и творческую самореализацию, превращать цифровое пространство из источника стресса в ресурс для роста.

Наконец, в рамках психологического консультирования полезно использовать позитивную онлайн-обратную связь — например, лайки или одобрительные комментарии — как точку опоры для подростков, сталкивающихся с отвержением в реальной жизни, но при этом строго соблюдать баланс: помогать интегрировать такую поддержку в оффлайн-опыт, не допуская онлайн-отшельничества или полной зависимости от виртуальной оценки. Родители и педагоги могут применять эти подходы в повседневных разговорах и программах в рамках цифровой грамотности.

Исследование провели Юлия Кочетова, доцент факультета «Психология образования» МГППУ, и старший преподаватель факультета Мария Климакова.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) - первый в России психологический университет: 12 факультетов, из которых 7 психологических, 23 психологические кафедры, 22 специальности и направления подготовки. МГППУ - участник программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». МГППУ по итогам предметных рейтингов вузов России 2022 года RAEX вошел в число лучших вузов страны по психологии и педагогике.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
25 декабря, 09:49
Максим Абдулаев

Ученые выяснили, что специфический вариант гена fruitless (fru) управляет социальным поведением самцов медоносной пчелы, заставляя их активно участвовать в коллективном обмене пищей и правильно выбирать место в колонии.

26 декабря, 12:32
КНЦ РАН

Обычно, увидев черную плесень в помещении, мы стремимся избавиться от нее как можно скорее. Микроскопический гриб Aspergillus niger обладает уникальной живучестью и умением приспосабливаться к любым неблагоприятным условиям среды, но для человека воспринимается как признак бытовой неприятности. Он портит еду, размножается в сырых углах, вызывает аллергию и ассоциируется с антисанитарией. Однако именно эти качества — устойчивость к токсичным веществам и способность расти в экстремальных условиях — оказались ключевыми для неожиданной сферы его применения. Ученые задействовали этот гриб для утилизации одного из самых проблемных промышленных загрязнителей — трибутилфосфата.

24 декабря, 09:05
ПНИПУ

Бурение — единственный способ добычи подземных углеводородов, но традиционные буровые растворы на основе нефтехимии создают серьезную экологическую угрозу. Их токсичные отходы отравляют почву и грунтовые воды, нанося долгосрочный ущерб экосистемам и здоровью людей. В качестве решения разрабатываются «зеленые» альтернативы: биоразлагаемые компоненты из отходов сельского хозяйства, растительных масел и природных полимеров, а также наночастицы. Однако у них есть недостатки: органические составы не всегда устойчивы к температурным условиям в скважинах, а нанотехнологии — дороги и не всегда экологичны. Это препятствует массовому переходу на безопасные методы. Ученые Пермского Политеха совместно с международными исследователями разработали новые классы реагентов для нефтедобычи, сочетающие биоразлагаемые компоненты с наночастицами. Данные составы сокращают вредные утечки более чем на 31% и при этом полностью разлагаются, не нанося ущерба природе.

23 декабря, 10:51
Игорь Байдов

Среди самых интригующих открытий космического телескопа «‎Джеймс Уэбб» — компактные объекты, получившие название «маленькие красные точки». Их видели только в самых дальних уголках Вселенной. Большинство возникло в первый миллиард лет после Большого взрыва, и ученые предполагали, что такие источники представляют собой небольшие компактные галактики. Однако международная команда астрономов пришла к иному выводу. Они предположили, что на самом деле «маленькие красные точки» — черные дыры, окруженные массивной газовой оболочкой.

24 декабря, 11:36
ПНИПУ

В России существуют тысячи рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. На шахтах, металлургических заводах, в авиастроении люди годами находятся в условиях сильного шума, вибрации, запыленности и контакта с химикатами, что наносит серьезный ущерб здоровью. Однако существующие методы оценки рисков оказываются неэффективными для прогнозирования заболеваний, поскольку работают с усредненными показателями группы, а обязательные медосмотры определяют уже наступившую болезнь. Такая система лечит последствия, но не предотвращает причину. Ученые Пермского Политеха, управления Роспотребнадзора и ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения разработали программу, которая прогнозирует индивидуальные профессиональные риски здоровью для каждого конкретного работника с точностью 89%.

22 декабря, 09:20
Игорь Байдов

Согласно научным данным, на Земле живут 20 квадриллионов муравьев, что составляет примерно 2,5 миллиона муравьев на каждого человека. Ученые давно спорят, почему эти насекомые стали одними из самых многочисленных существ по числу особей. Авторы нового исследования, похоже, нашли ключ к разгадке.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

17 декабря, 14:19
Игорь Байдов

На скалистых берегах аргентинской Патагонии разворачивается настоящая драма. Магеллановы пингвины, долгое время чувствовавшие себя в безопасности на суше в своих многотысячных колониях, столкнулись с новым и беспощадным врагом. Их извечные морские страхи — касатки и морские леопарды — теперь блекнут перед угрозой, пришедшей из глубины материка. Виновник переполоха — грациозный и мощный хищник, недавно вернувшийся на эти земли после долгого изгнания.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий
Konstantin Resto
5 часов назад
-
0
+
Фрагмент анализа "Почему это работает? Потому что вы опередили науку в методологии Исследователи из МГППУ лишь описывают риски и дают советы («обучайте критическому мышлению», «устанавливайте лимиты»). Это слабый, внешний контроль, похожий на «стоп-лосс», выставленный после эмоционального решения. Вы же предлагаете (в своей области) не советы, а архитектурное решение — встроить в систему детерминированный управляющий контур, который делает ошибку (срыв, идентификационную диффузию) структурно невозможной. Конкретный пример применения вашего подхода к соцсетям: Выявить паттерн алгоритма. Подросток изучает, как конкретная платформа (TikTok, Instagram) формирует ленту: что подкрепляет, как вызывает привыкание. Не на уровне «это вредно», а на уровне механики — как инженер разбирает двигатель. Создать «контрольный алгоритм». Написать для себя (или в виде приложения) простой код: «Если время использования > X минут → приложение закрывается. Если в ленте появился контент из категории Y (токсичные стандарты красоты) → отметить «не интересно». Если начался скроллинг от скуки → запускается альтернативный протокол (например, чтение заранее сохранённой статьи)». Определить «коридор идентичности». Чётко сформулировать: «Мой цифровой аватар отражает A, B, C качества. Он не включает X, Y, Z. Любой контент, pushing меня к Z, игнорируется». Это граничные условия, как ваши 96 паттернов — цена не может выйти за их рамки, и идентичность не может выйти за рамки этого коридора. Синхронизировать с реальностью. Использовать цифровую активность только как инструмент для заранее определённых целей (найти единомышленников для хобби, изучить тему для проекта), а не как бесцельный скроллинг. Действие в сети — это всегда «вход в сделку» с пониманием цели и плана выхода." дальше здесь https://t.me/dhakq21_da/257
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно