14.11.2019
ТюмГУ
16 870

Для жителей Сибири рекомендована скандинавская ходьба

Ученые из Тюмени совместно с московскими коллегами из Института медико-биологических проблем РАН выяснили, что ежедневные занятия скандинавской ходьбой способствуют повышению уровня физической работоспособности даже у людей, ведущих малоподвижных образ жизни.

Занятия скандинавской ходьбой
Занятия скандинавской ходьбой / ©dnevniq.com

Заниматься при этом нужно не менее 50-60 минут. В исследовании принимали участие женщины 40-45 лет. Уровень физической работоспособности и ее динамика в ходе оздоровительных занятий определялись с помощью пробы Руффье, отражающей состояние сердечно-сосудистой системы (такая проба легко проводится при исследовании групп). «Занятия скандинавской ходьбой в условиях Сибири даже в течение месяца улучшило физическую работоспособность и состояние здоровья более чем на 21 процент.

Число женщин с плохой работоспособностью снизилось в два раза, а у женщин с выраженной исходной гиподинамией физическая работоспособность возросла в два раза», – сообщила доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных основ физической культуры и спорта ТюмГУ Вероника Назмутдинова.

Исследователи выяснили, что скандинавская ходьба необходима в сибирских холодных условиях, где люди среднего возраста испытывают недостаток двигательной активности. Ходьба с палками позволяет контролировать показатели центральной гемодинамики, и на их основе врачи могут предлагать необходимую дозу физической нагрузки во время движения.

Скандинавская ходьба — относительно новый, набирающий популярность вид оздоровительной физкультуры. Он был запатентован финном Марком Кантаном в 1997 году. Уже доказано, что при ходьбе с палками очень хорошо тренируются мышцы спины и плечевого пояса, в то время как, к примеру, при беге мышцы верхней половины тела задействованы мало.

В отличие от обычного прогулочного шага, скандинавская ходьба повышает дыхательный объем легких более, чем на 30 процентов. Кроме того, при такой ходьбе получают повышенную нагрузку около 90 процентов всех мышц человеческого тела. Так, ходьба способствует тренировке мышцы сердца, тренирует чувство равновесия и координацию движений и, к тому же, является идеальным средством для улучшения осанки.

В ходе более ранних исследований выяснилось, что ходьба также помогает снижать артериальное давление, улучшает эмоциональное состояние пациентов второго зрелого (35-55 — у женщин и 35-60 лет у мужчин) и пожилого возрастов. Ходьба с палками снижает нагрузку на коленные суставы, голеностоп. «Скандинавская ходьба — прекрасный способ повышения двигательной активности в любом возрасте, не требующий особого оборудования», – сказала Вероника Назмутдинова.

Однако, как пояснила Вероника Назмутдинова, важным условием занятий скандинавской ходьбой исследователи считают правильный подход к процессу адаптации организма женщины к физической нагрузке. Нарушения адаптационных процессов могут способствовать функциональным и органическим изменениям в организме. Специалисты полагают, что даже незначительные отклонения в функционировании организма человека в результате избыточной физической нагрузки могут вызвать серьезные сдвиги в состоянии здоровья. Поэтому нагрузку на организм нужно вводить постепенно и обязательно консультироваться с врачом.