Зачем самки кричат во время секса? — Naked Science

Зачем самки кричат во время секса?

3.2

Самка шимпанзе кричит во время секса для того, чтобы возбудить мужские гениталии самцов. Но острая «женская конкуренция» заставляет их делать это гораздо реже, чем других обезьян.

6862202208_d95644f3da_o

В своей книге «Эволюция человека: Обезьяны, кости и гены» российский биолог, палеонтолог, эволюционный психолог и популяризатор науки пытается найти ответ на этот вопрос.

Для начала поясним, что совокупления у таких интеллектуальных животных, как обезьяны, не просто служат продолжению рода, но и является регулятором всевозможных социальных отношений – от разрешения конфликтов до поддержания иерархии «начальник-подчиненный» (в этом случае бонобо проводят имитацию полового акта). В связи с такими сложными переплетениями целей – от непосредственного продолжения рода до установления порядка в группе – науке очень непросто найти ответ на вопрос зачем же самки приматов кричат во время спаривания.

Копуляционные сигналы – специфические, весьма громкие крики, которые издают самки некоторых видов, в том числе и человека, во время полового акта.

«Конечно, можно допустить, что эти крики никакого адаптивного (приспособительного) смысла не имеют, что самки кричат просто «от страсти», что такое поведение не влияет на репродуктивный успех, и поэтому естественный отбор на него не действует», – рассуждает Марков. Впрочем, почему у этих криков не может быть и своего смысла?

Шимпанзе в зоопарке в Северном Уэльсе / ©Gail Johnson

Размер не имеет значения?

Довольно долго в научной среде господствовала гипотеза о том, что копуляционные сигналы – это то, с помощью чего самки шимпанзе, занимаясь любовью с одним самцом, в то же время сообщают остальной мужской половине шимпанзе, что они готовы к спариванию. Все эти вопли призваны возбуждать самцов и заставлять их ввязываться в драку из-за орущей самки. Ей это выгодно, поскольку среди дерущихся самцов она может выбрать лучшего. Однако Homo – то есть люди, отличаются от шимпанзе, и исторически были склонны, скорее, к моногамии, чем к столь беспорядочным половым связям.

Кроме того, в стаях шимпанзе имеют место и так называемые «спермовые войны», когда самка спаривается поочередно со многими самцами (как правило, все же высокоранговыми), и тот из самцов, чей сперматозоид, достигнет в итоге своей цели быстрее других, и оказывается победителем. Именно поэтому самцы шимпанзе имеют просто гигантские по размеру семенники, чего мы не можем наблюдать у людей. Зато человек прямо таки бьет рекорды в плане размера полового члена (и по длине, и по ширине). При массе в 200 кг самец гориллы имеет пенис длиной всего примерно 4 см. То же у орангутанов. У самцов шимпанзе половой орган немного длиннее – 7 см, но совсем тонкий. Дело в том, что гориллы и орангутаны имеют так называемый гаремный тип семьи, то есть между самцами очень развита конкуренция за самок, но конкурируют они между собой, поэтому им необязательно иметь крупные половые органы, главное –  быть физически сильным и иметь большие клыки. Виду шимпанзе, с ее беспорядочными половыми связями у самок, важно иметь большие семенники у самцов, чтобы победить в «спермовых войнах».

«О каких особенностях жизни наших предков (людей – NS) свидетельствует громадный пенис? Рекомендую читателям поразмышлять об этом на досуге: хорошее упражнение для ума… Немного подскажу: вряд ли это индикатор приспособленности или признак, развившийся «для красоты», например, в результате фишеровского убегания. В этом случае мужские гениталии имели бы более эстетичный вид – например, были бы раскрашены в яркие, привлекательные цвета, как у некоторых обезьян. Скорее, тут что-то функциональное. Например, чтобы жены реже изменяли. Некоторые женщины, правда, уверяют, что размер не имеет значения. Возможно, они лукавят: науке это пока неизвестно», – пишет Александр Марков.

Шимпанзе в бразильском зоопарке / ©Flickr/i.averbuch

Полигамные самки

Самкам шимпанзе, помимо прочего, кстати, «спермовые войны» выгодны еще и потому, что в этом случае ни один самец, который спаривался с самкой, не может сказать в случае рождения детеныша – его ли это чадо или нет. В дикой природе, как известно, вовсе не редки убийства детей самцами, если они убеждены, что это не их ребенок. Если же самец будет хотя бы сомневаться в отцовстве – детеныш имеет большой шанс выжить. Есть и еще одна причина полигамности самок – чем больше самцов, с которыми они спарились, тем больше вероятность, что эти самцы будут «благодарны» самкам, будут их подкармливать, а если эти самцы являются еще и высокоранговыми, то будут оказывать и прочие всевозможные благодеяния.

Социальный статус самки также находится в сильной зависимости от того, с какими самцами она спаривается – если это вожак и прочие «придворные» – статус ее, разумеется, высок. В том числе, поэтому, вероятно, самкам шимпанзе выгодно «кричать» о своих «взаимоотношениях» с самцом на всю округу.

Чтобы внести ясность в эти догадки, антропологи из Великобритании и Германии наблюдали за жизнью семейства шимпанзе в лесу Будонго, что в Уганде, в течение двух половых сезонов – в 2006 и 2007 гг. Насмотревшись как следует на половую жизнь обезьян, исследователи пришли к выводу, что самки шимпанзе кричат гораздо чаще при половом акте с высокоранговыми самцами, а вот с низкоранговыми (любого возраста) они различий не делают – кричат мало. Интересно тут и вот что. В 12% из ста счастливой парочке сородичи не давали закончить процесс. И происходило это именно вследствие громких воплей спаривающейся самки. Провоцировали такие крики и агрессию – в четырех случаях на парочку набрасывалась высокоранговая самка, в трех случаях – высокоранговый самец, в двух – низкоранговый. Причем, атака со стороны «высокопоставленных» самок была самой ожесточенной. Агрессия была чисто «женской» – тумаки от высокоранговой самки всегда получала только спаривающаяся низкоранговая самка – соперница, а не самец. А вот если самки спаривались молча – никакой агрессии со стороны высокоранговых самок не было, поскольку они просто не слышали того, что «их» самец с кем-то спаривается.

Шимпанзе / ©Flickr/Arjan Haverkamp

Конкуренция между самками

Наблюдения за всеми этими драмами в семье шимпанзе заставили ученых прийти к интересному выводу, что «крики страсти» зависят от состава женской аудитории, в опасной близости от которой и происходит половой акт. Чем больше поблизости «дам» того же социального статуса, что и спаривающаяся самка, или более высокоранговых, тем меньше вероятность, что самка будет кричать. И наоборот – чем меньше таких опасных конкуренток, тем выше вероятность истошных криков. Второй вывод уже был озвучен: чем выше статус самца, с которым спаривается самка, тем выше вероятность громких криков. А вот корреляции между криками и интервалом между половыми актами с разными самцами исследователи не нашли. Так что гипотеза о том, что копуляционные сигналы, которые издают самки во время спаривания, способствуют привлечению других самцов – для того, чтобы самка могла выбрать лучшего – в данном случае не подтвердилась.

По мнению ученых, если бы ситуация, действительно, обстояла именно таким образом, то спариваясь с низкоранговым самцом, самка издавала бы куда больше криков, чтобы привлечь других самцов, однако на деле, как мы выяснили, все обстоит как раз наоборот. Несмотря на это, исследователи все-таки обратили внимание на то, что когда сексом занимается высокоранговый самец – другие высокоранговые тоже крутятся поблизости. Так что самка все-таки кое о чем информирует и других «мужчин». Марков: «И хотя высокопоставленные мужчины, блюдя достоинство, не бросаются тут же спихивать товарища, они могут воспользоваться полученной информацией чуть позже».

Не обнаружено взаимосвязи между криками и иерархическим положением самки. Не информируют слушателя эти стоны и о том, что в данный момент самка способна к зачатию.

Как резюмирует Александр Марков, эти последние исследования и полученные в ходе их проведения данные подтверждают теорию о том, что среди семейств шимпанзе очень серьезную роль играет сильное, иногда даже весьма жесткое соперничество между самками. Спариваясь, самки стараются поменьше орать – и делают это только в определенных случаях – если рядом есть угрожающие соперницы.

Авторы исследования также говорят, что полученные данные не противоречат и гипотезе о том, что самкам выгодно запутать самцов относительно их отцовства к своим детям. При этом интересен также и тот факт, что самки шимпанзе кричат во время секса гораздо реже, чем самки других обезьян – например, более миролюбивых бонобо – самки бонобо кричат во время секса намного чаще. Вероятно, страх расправы со стороны агрессивных конкуренток у самок шимпанзе куда выше, чем желание привлечь высокопоставленных самцов и запутать вопрос об отцовстве. Такие крики возбуждают самцов, но поскольку самки шимпанзе остро конкурируют между собой – крики страсти служат для них, в том числе, и своеобразным гибким регулятором, который позволяет самкам минимизировать различные риски, которые исходят от этой непримиримой борьбы за самцов.

Международная группа ученых выяснила, что неандертальцы обладали способностью к восприятию и воспроизведению человеческой речи. А еще, возможно, в их языке было много согласных звуков.

Компания Rolls-Royce успешно завершила наземные тесты своего электрического самолета ionBird. Первый полет машина может совершить до конца месяца.