05.03.2019
Редакция Naked Science

«Синдром разбитого сердца» связали с нарушениями в работе мозга

У людей с этим синдромом наблюдается слабая связь между зонами мозга, ответственными за автономную работу органов и обработку эмоций.

Специалисты из Университетской больницы Цюриха (Швейцария) провели небольшое исследование, сравнив снимки МРТ пациентов с кардиомиопатией такоцубо и здоровых людей. Они нашли связь между состояниями мозга и сердца, которая может объяснить появление синдрома. Работа опубликована в журнале European Heart Journal.

Кардиомиопатия такоцубо, или «синдром разбитого сердца» — заболевание, характеризующееся ослаблением сердечной мышцы, в результате которого набухает верхушка левого желудочка (нижняя часть сердца), а другая часть сохраняет прежний размер. Впервые синдром описали в 1990 году. С того времени зарегистрировано относительно небольшое количество случаев, а точную причину его возникновения до сих пор не установили. В основном им страдают женщины; только 10 процентов всех описанных случаев относятся к мужчинам. При этом в анамнезе больных отмечается тяжелый стресс, перенесенный непосредственно перед проявлением симптомов (например, смерть супруга), поэтому его считают одной из возможных причин.

Швейцарские исследователи продемонстрировали интересную связь между работой мозга и сердца. Они провели сканирование мозга 15 пациентов с кардиомиопатией такоцубо при помощи магнитно-резонансной томографии (МРТ), а затем проделали то же самое с 39 здоровыми добровольцами, после чего сравнили результаты. По словам профессора кардиологии Кристиана Темплина (Christian Templin), участвовавшего в работе, они заметили снижение связи между зонами мозга, отвечающими за автономное функционирование органов и обработку эмоций. Подразумеваются более слабые связи между вегетативной нервной системой и лимбической системой, которые включают в себя миндалину и гиппокамп.

Авторы признают, что исследование имеет некоторые ограничения. Например, ученые не сканировали мозги пациентов с кардиомиопатией такоцубо до того, как те приобрели синдром. В том числе из-за этого сложно сказать, заболевание вызвало ослабление связей или процесс шел в обратном порядке. Выяснению причинно-следственной связи и будут посвящены дальнейшие исследования.

Ранее ученые из медицинского центра Питтсбургского университета провели эксперименты на мышах, которые позволили выделить протеин, способствующий лучшему восстановлению нервных клеток после инсульта.

Китайские ученые описали Terropterus xiushanensis — древнейшего ракоскорпиона, который жил на территории суперконтинента Гондвана и был в числе главных хищников морской экосистемы раннего силура.