Эксперты о квантовых компьютерах
18.02.2020
София Жаботинская

Подводный фотограф снял единственного в своем роде ската с аномальной пигментацией

2.6

Розовая рыба по прозвищу Инспектор Клюзо — один из самых загадочных подводных обитателей в мире. Ученые до сих пор не могут понять, чем обусловлена его странная пигментация.

Удивительный скат Инспектор Клюзо
Удивительный скат Инспектор Клюзо / Kristian Laine

Кристиан Лейн уже много лет снимает подводных обитателей и, кажется, видел все. Но существо, которое встретилось ему возле острова Леди-Эллиот у южной оконечности Большого Барьерного Рифа, поразило даже такого опытного фотографа. «Когда я увидел его [в объектив], то подумал, что у меня камера сломалась», — сказал Кристиан в интервью порталу Science Alert.

Кристиану удалось сфотографировать ската вида Manta alfredi — но не простого ската, а единственную известную особь розового цвета. Впервые он был замечен и сфотографирован в 2015 году дайвером Райаном Джеффри.

С тех пор о нем было известно в основном по упоминаниям от жителей соседних островов; ученые натыкались на необычное существо не более 10 раз. На снимках, которые сделал Лейн, самец розовой манты ухаживал за несколькими самками.

Новые фотографии розового ската / Kristian Laine

Рыба шириной более трех метров получила прозвище Инспектор Клюзо — в честь героя серии фильмов «Розовая пантера». Его необычная окраска до сих пор остается загадкой для исследователей. Несмотря на «стеснительность» Инспектора, ученым из группы Project Manta в 2016 году удалось подобраться к нему и взять небольшой образец для биопсии.

«Не было проведено тщательного исследования диеты [ската] или анализа стабильных изотопов [в образце тканей], но, учитывая стабильность белого «родимого пятна» и розовой окраски, мы считаем, что диету [как причину необычного цвета] можно исключить, — говорит эколог Эйша Хейнс. — Рабочая теория заключается в том, что мы имеем дело <…> с очень редкой формой экспрессии меланина, но нам еще только предстоит это подтвердить».

Возможно, у Инспектора Клюзо одна из форм эритризма — нарушения пигментации кожных покровов в пользу красного или похожих цветов. Это явление чаще всего обусловлено генетическими мутациями и может быть вызвано как чрезмерным синтезом красных пигментов, так и недостаточным синтезом черных (амеланизм).

Еще один вопрос, который интересует ученых, — как Инспектор Клюзо спасается от хищников и преследует добычу. Типичная черно-белая окраска скатов манта помогает им быть менее заметными, поэтому к Инспектору наверняка приковано повышенное внимание не только со стороны людей.