02.02.2023
Анна Новиковская
3 542

Китайские исследователи подтвердили, что социальные млекопитающие живут дольше одиночек

5.5

Проанализировав социальную структуру и продолжительность жизни почти тысячи видов млекопитающих, китайские исследователи сделали однозначный вывод: общественные животные живут дольше одиночек.

Слоны, известные долгожители среди млекопитающих, поддерживают тесные связи с сородичами в течение многих лет / © Unsplash / Автор: Михаил Григорьев

Среди млекопитающих есть виды с самой разной социальной организацией — от заядлых одиночек, встречающихся с сородичами только ради спаривания, до моногамных видов, поддерживающих отношения с постоянным партнером в течение многих сезонов, и животных, ведущих групповой образ жизни. Не менее широко варьируется максимальная продолжительность жизни: мелкие грызуны и насекомоядные вроде землероек живут максимум около двух лет, тогда как срок жизни гренландского кита может достигать 200 лет.

Ранее ученые выяснили, что сильные социальные связи могут продлевать срок жизни даже внутри одного вида: самки медвежьих бабуинов, поддерживавшие стабильные и крепкие отношения с сородичами, жили дольше соплеменниц, чьи связи были слабее и беспорядочнее. Однако молекулярные механизмы, лежащие в основе эволюционных взаимосвязей между социальностью и долголетием у млекопитающих, долгое время были неясны.

Проанализировав данные по 974 видам млекопитающих, исследователи из Зоологического института Китайской академии наук (КНР) разделили их на три группы по образу жизни — одиночному, парному или групповому, — после чего сравнили продолжительность жизни у видов из разных групп.

Оказалось, даже животные одного размера, но ведущие разный образ жизни, заметно различаются по продолжительности жизни, а одиночки живут заметно меньше тех, кто проводит много времени в компании сородичей.

Также исследователи провели транскриптомный анализ для 94 видов млекопитающих и определили свыше 30 генов, гормонов и путей, которые связывают долголетие с социальностью, при этом больше половины из них эволюционировали параллельно, находясь под давлением одинакового отбора. Поскольку ряд генов был связан с работой иммунной системы, исследование подтверждает ранее предполагавшуюся связь иммунитета с долголетием.

Результаты работы доказывают молекулярную связь между социальностью (и, более того, наличием крепких социальных связей) и долголетием у самых разных видов млекопитающих — от крошечных землероек до гигантских китов и нас, людей.

Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.