Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
4 573

Кошачья токсоплазма погубила гавайских дельфинов

5.5

Хотя обычно токсоплазмозом болеют только наземные животные, этот микроскопический паразит опасен и для морской фауны. Как минимум два дельфина, выброшенные на берега Гавайских островов в 2015 и 2019 годах, погибли, заразившись токсоплазмой, и это в очередной раз подчеркивает опасность завезенных человеком животных (в числе которых кошки) для местной фауны.

Длиннорылый продельфин — небольшой тропический дельфин, размером примерно с человека / © wikipedia.org

Инвазивные виды, необдуманно или непреднамеренно привезенные и выпущенные человеком, — огромная угроза биоразнообразию нашей планеты. Мало того что одичавшие кошки и хорьки уничтожают тысячи местных видов мелких млекопитающих и птиц, так еще и переносимые ими болезни могут стать смертельными для местных видов фауны.

Именно так на Гавайи попала токсоплазма — микроскопический паразит, чьи основные хозяева — кошачьи, а промежуточными носителями могут выступать самые разные теплокровные виды от мышей до людей. Ооциты токсоплазмы высокоустойчивы и сохраняют жизнеспособность до двух лет, так что, смытые дождями или сточными водами в океан, могут заражать представителей морской фауны.

Исследователи из Гавайского университета (США) изучили образцы тканей двух мертвых длиннорылых продельфинов, выброшенных на берега Гавайских островов в 2015 и 2019 годах. Эти миниатюрные китообразные регулярно охотятся у берегов Гавайев, так что заразиться токсоплазмой они могли, поедая зараженную рыбу или просто попав в загрязненные паразитом воды. Обнаруженный в телах мертвых дельфинов штамм паразита соответствует найденному у кошек и одичавших свиней на Гавайях, так что дельфины заразились именно от инвазивных видов.

Вполне вероятно, что на самом деле погибших животных намного больше: по оценкам ученых, им доступны лишь пять процентов туш мертвых дельфинов, тогда как остальные выбрасываются на необитаемые острова или поедаются морскими обитателями. Если это так, то как минимум 60 дельфинов погибли за последние 30 лет.

Еще более тревожно то, что морские обитатели могут накапливать ооциты токсоплазмы. Этот паразит не развивается в рыбе или моллюсках, но их организмы превращаются в его «живые хранилища», и течения могут унести их далеко в океан.

Токсоплазмоз уже был зафиксирован у ряда гавайских видов животных, от птиц до тюленей, и защитники природы призывают владельцев кошек ответственнее подходить к содержанию любимцев, чтобы спасти диких обитателей Гавайев от новых случаев болезни.

Исследование опубликовано в журнале Diseases of Aquatic Organisms.