13 августа
3 436

Биологи впервые отследили миграции мертвых голов

4.8

Крошечные маячки помогли ученым следовать за мигрирующими насекомыми в небольшом самолете, показав, что те уверенно ориентируются в пространстве, перелетая на тысячи километров.

©Anaxibia, Wikimedia Commons

Бражники мертвая голова (Acherontia) – довольно крупные ночные бабочки, которые выделяются специфическим рисунком на груди, напоминающим человеческий череп. Благодаря этому они стали одним из популярных мрачных символов в искусстве, появляясь, в частности, в культовом триллере «Молчание ягнят». Но с точки зрения биологов мертвые головы не менее интересны: несмотря на свои размеры, эти насекомые способны к исключительно далеким миграциям, на расстояния в тысячи километров.

Каждый год триллионы их снимаются с места, чтобы переместиться в теплые места для зимовки: если брать по числу, то это самые масштабные миграции в живой природе. Несмотря на всю примитивность насекомых, большинство из них с успехом достигают места назначения. В это трудно поверить, глядя со стороны на обычный, мечущийся из стороны в сторону, полет бражников. Лишь недавно биологам удалось отследить миграции этих насекомых, обнаружив, что они движутся вполне целенаправленно, уверенно и быстро. Результаты этой работы представлены в статье, опубликованной в журнале Science.

Изучить миграции мертвых голов помогли их сравнительно крупные размеры. Для этого Майлс Менц (Myles Menz) и его коллеги из Института поведения животных Общества имени Макса Планка забрали гусениц Acherontia, в лаборатории дождались их превращения в имаго, закрепили на каждом миниатюрный радиомаячок и выпустили на волю. Каждое такое устройство весило всего 0,2 г – чуть более 0,1 от массы самого насекомого. Слабый источник можно было отследить лишь на определенном расстоянии, поэтому для отслеживания полета биологи следовали за насекомыми в небольшом самолете, фиксируя их движение.

На бражников крепили миниатюрные маячки, подававшие сигнал каждые 15 минут / ©Christian Ziegler, MPI-AB

Из-за трудностей такой задачи удалось подготовить и выпустить лишь 14 бражников, а проследить в полете – только семь, на дистанции от 60 до более чем 80 км. Однако и эти данные показали удивительные способности этих крошечных животных ориентироваться в пространстве и быстро мигрировать. Зафиксированная максимальная скорость их полета достигала более 50 км/ч. Но главное, бабочки отнюдь не метались из стороны в сторону, а наоборот, четко удерживали направление, невзирая на порывы ветра и изменчивый ландшафт внизу.

Биологи уверены, что это указывает на наличие у мертвых голов определенного механизма навигации – скорее всего, с использованием магнитного поля Земли, как это делают птицы, пчелы и некоторые другие животные. Однако конкретный механизм ориентации бабочек остается неизвестным. «Долгие годы считалось, что миграции насекомых это нечто вроде свободного переноса ветром, – добавляет Майлс Менц. – Но мы показали, что они обладают отличными способностями к навигации, наравне с птицами, и почти не отклоняются ветром, как полагали до сих пор».