Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
4 октября
Анна Новиковская

Мясная диета сокращает жизнь медведям

3.5

Хотя медведи относятся к отряду хищных, куда входят собаки и кошки, с эволюционной точки зрения они приходятся остальным плотоядным млекопитающим довольно дальней родней. Изучив рацион разных видов этих животных, ученые пришли к выводу, что медведям требуется намного меньше белка, чем другим хищным, и преимущественно мясная диета медведей, содержащихся в зоопарках, может привести к сокращению срока их жизни.

Для медведей различные фрукты и ягоды — не просто лакомство, но важная часть здорового рациона / © bearstudy.org

Медвежьи отделились от прочих хищных млекопитающих около 20 миллионов лет назад, поэтому с эволюционной точки зрения они приходятся куницам, кошкам и даже малым пандам не большей родней, чем современному человеку — павиан. И в той же степени, в какой диета павиана отличается от нашей, пищевые привычки медведей должны отличаться от таковых волка или льва.

Тем не менее при составлении рациона медведей, содержащихся в неволе, этот факт учитывают крайне редко и обычно животных кормят так же, как прочих хищников, то есть кормами с высоким содержанием белка. Однако, если дать медведям выбор, можно быстро обнаружить, что эти звери предпочитают более постное меню.

Чтобы изучить пищевые предпочтения двух видов с наиболее своеобразной диетой — больших панд и медведей-губачей, — исследователи предлагали зверям, содержащимся в зоопарках США, корма с разным содержанием белка. Результаты оказались неожиданными: даже имея доступ к листьям бамбука, богатым белком, панды предпочитали жевать стебли, в которых содержалось много углеводов, а медведи-губачи игнорировали «белковые» яблоки, чтобы полакомиться жирной мякотью авокадо.

Что примечательно, опыт других зоопарков и полевые исследования подтвердили изначальное предположение о том, что медведям не нужна высокобелковая пища. В рационе панд из китайских зоопарков, где они успешно размножаются не первый год, тоже содержится больше углеводов, чем белка. В природе медведи-губачи питаются в основном жирными термитами и муравьями, и срок их жизни на воле составляет больше 30 лет, тогда как в американских зоопарках они доживают — самое большее — до 17 лет, умирая в основном от рака печени.

За своеобразную внешность и привычку питаться термитами губач получил прозвище «медведя-ленивца» / © wikipedia.org

Аналогичные выводы сделали ранее при изучении рациона белых и бурых медведей: белые медведи живут в неволе в среднем на десять лет меньше, чем их дикие собратья, питающиеся жирной пищей, а дикие бурые медведи разбавляют рацион растительным кормом даже при изобилии животной пищи — например, нерестящегося лосося.

Иными словами, людям, разрабатывающим рационы медведей в неволе, не стоит равнять всех хищников «под одну гребенку», но ориентироваться на питание диких медведей, что может значительно повысить продолжительность и качество жизни этих зверей в зоопарках.