25 января
40 440

Женщина из австрийской Штирии оказалась на 300 лет старше древнего Этци

4.3

Новое исследование не только определило годы жизни неолитической представительницы нашего вида, но и показало, как она выглядела.

Этци, самая древняя мумия в Европе / ©imago

В 1909 году в пещере Йозефинен (Штирия, Австрия) нашли кости женщины. Вход в пещеру обнаружили случайно, во время расчистки завалов. Войдя в нее, люди увидели несколько костей человека и животных, а также черепки керамики, заметно выступающие из частично спеченного глиняного пола. В результате проведенных раскопок в пещере нашли череп бурого медведя, кости серны, лопатку коровы, костяное орудие, черепки керамики, а также множество человеческих костей (включая череп), принадлежащих одному и тому же человеку. Сейчас скелет хранится в Универсальном музее Йоханнема в Граце (Австрия).

Антрополог Сильвия Ренхарт (Silvia Renhart) и археолог Даниэль Модль (Daniel Modl) провели новое исследование костей «штирийской женщины». Об этом рассказывают в пресс-релизе музея. Ученые объединили данные, полученные с помощью метода радиоуглеродного датирования и методов физической антропологии, и не только узнали возраст женщины на момент смерти, но и существенно уточнили время, когда она жила.

Спелеолог Адольф Майер, проводивший исследование пещеры, где нашли скелет женщины / ©UMJ

Они определили уровень концентрации пентозидина в дентине зуба. «С помощью этой методики, которая была использована в проекте с немецкими исследователями Стефани Ритц-Тимме и Ниной Софи Малке из Института судебной медицины Дюссельдорфского университета на исторических образцах костей и в судебной экспертизе недавних находок трупов, возраст на момент смерти может быть определен точно в 52,8 года», — рассказывается в релизе. Для того времени, когда она жила, это вполне солидный возраст.

Кроме того, реконструкция мягких тканей позволила увидеть лицо женщины и ее фигуру. Она была невысокой, крепкой и сильной. Возрастные изменения костей указывают на хорошо развитую мускулатуру и высокую выносливость. Следы крепления мышц на верхней части тела, особенно на черепе и костях плеча и надплечья, говорят о том, что у дамы были хорошо натренированы мышцы шеи — видимо, в результате переноса тяжестей. Это относится и к костям голени, что тоже свидетельствует о больших нагрузках на организм и преодолении больших расстояний в течение жизни.

Помимо этого, анализ костей показал многочисленные свидетельства частых периодов недоедания из-за голода или сезонной нехватки пищи с почти постоянным недостатком витамина С, минералов и белка, что привело к ослаблению организма. Это, в свою очередь, стало причиной высокой восприимчивости к инфекционным заболеваниям и цинге.

Кроме определения физических характеристик «штирийской женщины», а также ее возраста на момент смерти, ученые провели дополнительное исследование по радиоуглеродному методу. И здесь их ждал настоящий сюрприз. Оказалось, женщина жила во времена неолита, в промежутке между 3630 и 3380 годами до нашей эры, — то есть была старше знаменитого Этци: если верна первая дата (3630 год до нашей эры), то на целых 300 лет.

Череп женщины из штирийской пещеры. Эта дама может быть старше Этци на 300 лет / ©UMJ

Напомним, в 1991 году пара немецких туристов случайно нашла в Эцтальских Альпах в Тироле мумию, вмороженную в лед. По не вполне ясным причинам итальянские власти не отреагировали на сообщение о находке, и тогда извлечением мумии изо льда и ее дальнейшим исследованием занялись специалисты из Инсбрукского университета (Австрия).

Им удалось установить, что Этци (как назвали мумию) — останки мужчины, погибшего в возрасте около 45 лет. Причем родился и жил он, скорее всего, не в горах, а в долине, к югу от главного хребта Альпийских гор. Причины смерти до конца не ясны: выдвигались самые разные гипотезы — от замерзания в горах до гибели от ран после тяжелого боя и попытки эвакуации тела товарища. В 2011 году ученые расшифровали геном Этци и выяснили, где жили его предки: по линии отца — на Тирренском побережье и Сардинии, по линии матери — местные, с Тирольских Альп.

Мумия Этци считается самой древней в Европе. Когда эта информация появилась в прессе, итальянские власти уточнили место находки и объявили, что Этци нашли по их сторону границы. Они потребовали от Австрии вернуть мумию в Италию — правда, разрешили ученым закончить исследования. Сейчас останки Этци находятся в Археологическом музее Южного Тироля в Италии