Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Археологи выяснили, как возводили мегалиты Менга
Авторы нового исследования рассказали, каким образом древние люди доставляли многотонные камни к месту строительства крупнейшего в Европе мегалитического сооружения.
Дольмен Менга (Dolmen de Menga) находится в Андалусии (Испания), недалеко от города Антекера, и представляет собой самое крупное в Европе мегалитическое сооружение. Это длинный погребальный курган, так называемый тумулус. Датирован дольмен первой половиной IV тысячелетия до нашей эры.
Его длина составляет 27,5 метра, ширина — шесть метров, высота — 3,5 метра. Он состоит из 32 мегалитов, масса самого крупного — примерно 180 тонн. Для сравнения: самые тяжелые элементы Стоунхенджа весят около 25 тонн.

Эту мегалитическую гробницу открыли еще в XIX веке, и, по воспоминаниям работавших там археологов, из погребальных камер извлекли множество человеческих скелетных останков. До наших дней они не дошли, поэтому ученые могут лишь предполагать, что в огромном кургане хоронили правителей региона.
Единственное, что доступно для исследования нашим современникам, — камни дольмена. И это не так уж мало. Ведь геологические характеристики камней показывают, из какого карьера их добывали, как далеко от места строительства этот карьер находится. Из этого следует, насколько сложной была задача по добыче и транспортировке камней, что в итоге дает информацию о культурных и технических возможностях доисторических обществ.
В журнале Scientific Reports вышла работа с результатами исследования камней дольмена Менга группой археологов, историков и геологов. Чтобы узнать больше о составе камней, исследователи использовали методы петрографического и стратиграфического анализа.
Авторы выяснили, что в основном камни дольмена — это калькарениты, иными словами — известняки. Такие камни, с одной стороны, хорошо поддаются обработке, но с другой — они очень хрупкие, поэтому их тяжело транспортировать. Видимо, первая характеристика для людей, живших на юге Испании почти шесть тысяч лет назад, была важнее.
Ученые обследовали местность вокруг дольмена Менга в радиусе трех километров. Исследователи взяли образцы известняковых пород там, где они были доступны, и сравнили их с материалом мегалита. В итоге ученые пришли к выводу, что камни для дольмена были взяты в расположенном выше по горному склону карьере Серро-де-ла-Крус.
Если их выводы верны, то камни перемещали по местности с уклоном в 22 градуса (очень большой) на расстояние в один километр. По мнению исследователей, сделать это без значительных инженерных сооружений невозможно.

Устройство гробницы довольно сложное: она состоит из собственно погребальных камер и большого открытого коридора. Мегалит построен так, что в день летнего равноденствия наблюдатель, находящийся на террасе дольмена, видит, как солнце восходит из-за самой высокой горы в окрестностях. Предыдущие исследования отдельно отмечали этот факт как доказательство астрономических наблюдений в неолитических сообществах.
По мнению авторов новой работы, процесс строительства дольмена говорит о развитии общества гораздо больше, чем красивый вид с террасы. Добыча и транспортировка массивных камней из Серро-де-ла-Крус к месту возведения гробницы потребовали интенсивного планирования, точной логистики и огромных трудозатрат.
Ученые считают, что древние строители использовали большое количество деревянных конструкций, которые не были типичными: их продумывали и строили под конкретные работы в этом месте. Они полагают, что под разные камни возводили разные пандусы. Без них транспортировка камней до 180 тонн под значительным углом была бы не только опасной для строителей, но и неизбежно вела к разрушению перемещаемых фрагментов породы.
Учитывая конструкцию пандусов, а также размер, количество (более 30) и хрупкость камней, строительство дольмена Менги, отметили авторы работы, представляет собой уникальное достижение, отражающее состояние мегалитической инженерии в доисторической Иберии и, возможно, в Европе.
Изучив поведение 69 видов птиц в разных областях Западных Гат (Индия), международная исследовательская группа наконец объяснила, почему территориальные и всеядные птицы чаще других поют по утрам.
Наблюдая ранние этапы рождения землеподобных миров, астрономы приблизились к решению «метрового барьера» — проблемы роста пылевых зерен до размеров, необходимых для формирования планет.
Возвышенность на юго-восточной окраине марсианского кратера Езеро может оказаться стратовулканом — аналогом земных сложных вулканов, таких как Везувий (Италия) или Фудзияма (Япония). К такому выводу ученые пришли, проанализировав орбитальные данные, а также изображения, полученные с помощью марсохода Perseverance.
Онлайн-шопинг, доставка еды, мобильный банкинг и стриминг кино — часть повседневности. Мы почти не задумываемся, что делает все это возможным. Ответ — облачные технологии. За каждой покупкой, переводом или просмотром фильма работает невидимая инфраструктура, без которой современные цифровые сервисы попросту остановились бы. Рассказываем, как облака изменили нашу цифровую жизнь и стали незаметным мотором современной экономики.
Сегодня в облаке запускают продукты, тестируют гипотезы, обучают ИИ-модели, автоматизируют бухгалтерию и разворачивают сервисы и приложения на сотни тысяч пользователей. Когда мы говорим, что бизнес «уходит в облако», мы имеем в виду не красивую метафору, а вполне конкретную практику — аренду инфраструктуры, вычислительных мощностей и приложений у провайдера, который отвечает за их надежную работу.
Новое исследование с участием нескольких тысяч немецких подростков показало, что курение обычных или электронных сигарет, особенно сочетание этих практик, в сотни раз повышает вероятность знакомства тинейджеров с марихуаной.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.
Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии