Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.

Китайская ракета-носитель «Великий поход — 10» завершила первое статическое огневое испытание

Центральное телевидение Китая со ссылкой государственную ракетно-космическую корпорацию CASC сообщило, что 14 июня ракета-носитель «Великий поход — 10» (Long March 10) успешно прошла первое статическое огневое испытание.

Первое статическое огневое испытание ракеты «Великий поход 10» / © CASC / Weibo

«Великий поход — 10» — новая трехступенчатая ракета, разработанная для пилотируемых полетов на Луну.

Общая длина носителя — 92,5 метра, взлетная масса — примерно 2189 тонн. Ракета сможет выводить полезную нагрузку массой не менее 27 тонн на селеноцентрическую орбиту.

Согласно плану, первая высадка тайконавтов на поверхность естественного спутника Земли состоится до 2030 года.

Ракета-носитель «Великий поход 10» / © CASC / Weibo

Селеноцентрических орбит бесконечное множество, с очень широким диапазоном энергий перехода на них. Без указания конкретной окололунной орбиты, её параметров конкретная масса 27 тонн выглядит смешно. Вроде как серьёзно и конкретно, а по сути никакой ясности. Для примера и понимания: ракета-носитель "Протон" выводит на низкую опорную орбиту 23 тонны, а на геостационарную орбиту 3,7 тонны. Разница в 6 раз. Хотя и та и другая геоцентрические орбиты. А на высокую эллиптическую типа, например, орбиты обсерватории "Чандра" с высотой апогея 150 тыщ км и того в разы меньше. При этом некой стандартной, общепринятой или типовой селеноцентрической орбиты нет ( подобно околоземным НОО, при их понятном разбросе). Непонятно, круговая ли она, на какой высоте, как расположена в пространстве. Поэтому конкретика массы 27 тонн без конкретики параметров орбиты воспринимается как юмореска. Китайцы явно просто прикалываются, выдавая такой несуразный набор данных. С одной стороны цифирь тонн полезной нагрузки, с другой стороны "ж.па с ручкой" в лице "селеноцентрической орбиты".
    Николай, диапазон энергии не очень-то и широкий. Приводить в пример околоземные некорректно, околоземные начинаются от 8,5 км/с и заканчиваются ≈12 км/с, а для окололунных в любом случае придётся переходить на высокоэллиптическую околоземную орбиту перед захватом Луной. И все эти высокоэллиптические орбиты будут с апогеем 300+ тысяч км. А хитрые многодневные "низкоэнергетические" манёвры не сэкономят больше 0,5 км/с. Так что диапазон узкий, где-то 12-13 км/с
      1, одно дело окололунная 100-километровая экваториальная круговая орбита, другое например полярная гало-орбита NRHO с максимальной высотой 70 тысяч км, или аналогичная ей кеплерова орбита. Энергия перехода на них с высоко эллиптических околоземных орбит отличается в разы. Соответственно и выводимая на них масса будет варьироваться широко, на несколько тонн или больше.
        Николай, так захват с высокоэллиптических орбит в любом случае! А "в разы" это про импульс захвата Луной, который лишь малая часть общего изменения скорости, и не превышает ≈1км/с. То есть у нас или 9км/с + 3,2км/с + 1км/с или 9 км/с + 2,8 км/с + 0,5 км/с, в разы отличается лишь самая маленькая цифра А то что выводимая масса будет "на несколько тонн" отличаться, это конечно так и есть. Но несколько тонн для 27 тонн это различие небольшое. И учитывайте что 3я ступень CZ-10 водородная, с УИ 450сек
          1, ну такое непонятно тогда почему именно 27 тонн. Или, если конкретно 27 тонн, то куда именно, хотя бы орбиту указали хоть примерно. А так мне воспринимается как конкретика массы, направленная непонятно куда. Не выходит получить своё мнение, каково это достижение. А энергия перехода с высокоэллиптической околоземной на окололунную может требовать характеристической скорости и более 1 км/с. Смотря какая конечная окололунная орбита, повторюсь. И несколько тонн разницы для 27 тонн могут вылиться в разницу кратную.Написали бы они "выводит на селеноцентрические орбиты от 20 до 30 тонн", было бы корректно. А так одну конкретную массу на одну селеноцентрическую орбиту, но неизвестную. Сказали тогда какую, была бы понятна возможность ракеты. А так остаётся непонятной. Не оценишь энергию выведения, ибо непонятно куда именно доставят эти 27 тонн.
            Согласен, цифра маркетинговая! Всё же, лично моё...ощущение, что она едва ли будет меньше 18-20 тонн. А 18-20 тонн это достойно, это целый модуль МКС. Возможно отсюда эта цифра и идёт...
              1, про достойность не спорю. Хотя у Сатурна-5 показатель был получше: он выводил на окололунную орбиту почти 1,5 % стартовой массы ракеты, а китайцы лишь 1,2 %. Но всё равно хорошо. 18-20 тонн это модуль не только МКС, это ещё "Салюты" (Отсюда и российские модули Мира и потом МКС), и главное модули китайского "Тянгуна". А так молодцы, дело идёт. Если точнее, откуда 27 тонн: у них посадочный на Луну сегмент планируется массой 27 тонн. Такой же массы (чуть меньше, порядка 22 тонн) и новый космический корабль китайцев для дальнего космоса. Двумя ракетами запустят то и другое для одной экспедиции на Луну. Писал про эти модули, и про ракету, полгода назад, если интересно, вот тут. И тогда же там сетовал, что баллистику китайцы не раскрывают. Что и вижу по настоящий момент) тонны известны, орбита нет. https://www.kommersant.ru/doc/6320578
                Отлично, почитаю! Есть соображение по поводу абсолютно всех лунных проектов - они перетяжелены как минимум в 2 раза. Экипажа достаточно двух человек вместо четырёх, для любых задач. Соответственно, не только лунный модуль можно было бы делать двухместным, но и спускаемый аппарат-капсулу. Не на 8 мест и не 10м3 герметичного объёма, а 2 места и 3м3 объёма (+ лунный модуль как бытовой отсек). Такая капсула весила бы тонн 5-6, даже с учётом всей дополнительной мишуры которая есть на Орионе (толстый щит, толстая метеоритная защита, запас топлива, запас СЖО и дальняя связь). Вот и получается что запуститься можно было бы и на одном Falcon Heavy/CZ-10. Конечно нужно считать, но идея мне кажется без изъянов
                1, не знаю насчёт численности, смотря что за задачи и цели присутствия. Китайцы двоих и хотят высаживать. А если долгосрочная база с железными дорогами, то хоть десяток или полсотни. Смотря, по масштабам проекта.
                Высаживать хотят двоих, полетят трое, а капсула у них на семерых, с герметичным объёмом 13м3, это ну очень много даже для троих. По задачам, а какие сейчас задачи? Приземлиться на Луну, покататься на машинке, постучать киркой? Строить ничего не будут, а если и будут то 2 человека на Луне поднимают предмет массой 400 кг как минимум, а какие-то более тяжёлые 3-тонные модули таскать, это уже на кране по-любому
                1, китайцы достаточно дальновидны, и вряд ли создают технику только для сегодняшних задач. Это значило бы не заложить потенциал развития своей лунной программы. Я не знаю точно, какие у них детали стратегических замыслов, ведь я просто сторонний наблюдатель, а Китай традиционно не спешит раскрывать детали своего лунного пути. Однако могу предположить, что место на борту, например, понадобится и для их партнёров по лунной программе. Ведь китайцы создают не просто свою лунную станцию, а международный консорциум - Международная организация сотрудничества лунной исследовательской станции (ILRSCO) аналогично американским соглашениям по программе Артемида Artemis Accords. Подробнее я рассказал в статье по ссылке выше. Дело не в сегодняшних кирках, а в политическом влиянии, в предоставление мест партнёрам на лунном корабле стоит очень много и для партнёров, и для Китая как лидера программы. Это и привлечёт в его программу партнёров. При этом как минимум два китайца будут в составе экипажа, для преобладания численности и главной роли. А кроме них, может быть и один, и два космонавта партнёров. Если есть техника, применение ей найдется - через пять лет, или по мере создания лунного средства, лунные планы Китая могут увеличиваться, на базе создаваемой телеги на несколько человек. Логично сразу заложить в неё потенциал роста лунной деятельности. Ведь создавать каждые пять лет новый корабль накладно. Лучше предусмотреть его вместимость под будущее развитие сегодня. Думаю, они действуют в этом ключе. Маск тоже создаёт Старшип не под сегодняшние задачи. Была бы матчасть, а использование её будет нагружаться с течением времени.
                Вроде разумно звучит, но мест в лунном модуле всё равно 2. Конечно "партнёрам" поболтаться по орбите тоже интересно, но настоящий престиж это на Луну всё-таки садиться. У китайцев в планах международная лунная станция в планах, значит, вероятно, разработают посадочный модуль побольше. А куда уж больше-то, и так по массе предел. Получается летать будут на CZ-9, так что ли? Получается и модуль менять и ракету... А могли бы на CZ-10, может даже и на одной, если 2 человека и маленькие объёмы. Вот о чём я говорю, о том что всё сразу не учтёшь, а даже половинчатая универсальность оборачивается ростом затрат раза в 2, при том же выходе. Но вашу позицию я тоже понял 🤝 P.S. А ещё меня не покидает уныние что китайская капсула списана с Дракона, бездумное политическое копирование (по объёмам в том числе), в который раз уже. А так бы хотелось чтобы хоть раз решения принимали инженеры а не управленцы!
                1, летать на Луну будут на десятке, а девятая будет копия Старшипа, многоразовая ракета. А копирование... Какая в общем разница. Лишь бы летало без проблем, и выполнялись полётные задачи. Вон Шеньчжоу летает без проблем, как копия Союза. И всё нормально. И авиация тоже летает как копия советской. Тоже норм. Не унывают!) Я думаю что решение о копировании принимают и инженеры в том числе. Главные конструкторы тоже.P. S. Возможно, через год попробую посетить Вэньчан, не город, а космодром. Если сложатся отношения с китайскими товарищами из космической программы. Вероятность есть. Там будет стартовое сердце всей лунной программы Китая, аналогично Космическому центру им Кеннеди. В нём доводилось бывать не раз, а вот китайский лунный космодром наблюдать не приходилось, очень любопытно взглянуть.
                Ого! Уверен планы сбудутся, удачи! БП-9 похоже что будет на 50т в многоразе, выглядит как разумный оптимум в плане возможных нагрузок. А полная многоразовость, кто знает, может и удешевит до уровня ниже цены десятки. Тогда 50 тонн на низкой орбите с (гипотетическим) водородным разгонным блоком, тонн 20 на окололунной, в общем-то то же самое, вопрос в цене