10 недавно открытых динозавров — Naked Science

10 недавно открытых динозавров

Ежегодно ученые открывают все новые и новые виды динозавров. Среди них, например, саурониопс, названный в честь темного мага из «Властелина колец», носатый Pinocchio Rex, страшный Siats Meekerorum, терроризировавший тиранозавров, и многие другие...

Если попросить назвать какого-нибудь динозавра, скорее всего на память придут давно известные виды, как, например, тиранозавр или трицератопс. Однако науке уже известны сотни видов древних ящеров, и ежегодно палеонтологи обнаруживают окаменелые останки все новых и новых.

Sauroniops Pachytholus

Открытого в 2012 году хищного ящера размером с тиранозавра ученые окрестили в честь темного мага из «Властелина Колец» Толкиена и снятой по нему кинотрилогии Питера Джексона.

Что же может быть общего у динозавра, охотившегося в Северной Африке и книжного злодея?

Дело в том, что единственной сохранившейся костью доисторического зверя оказалась его глазница. Одной ее оказалось достаточно, чтобы идентифицировать динозавра как совершенно новый вид. Естественно, ученым на ум пришел мрачно светящийся во тьме гигантский глаз Саурона из фэнтези-трилогии, в конечном итоге давший имя новому виду.

Sauroniops Pachytholus обедает молодым спинозавром. Два других спинозавра спасаются бегством

©Emiliano Troco

Eodromaeus

Помимо гигантских динозавров, превышающих длиной и высотой современных наземных млекопитающих, на Земле в свое время водилось множество мелких видов, размерами не больше кошек или собак.

К ним относится, например, эодромеус, длина тела которого составляет примерно 1,2 метра, а вес ? не более пяти килограмм. Этот плотоядный зверек обитал 230 миллионов лет назад в Аргентине и, вероятно, являлся предком более крупных хищников, таких как тиранозавр.

Eodromaeus

©Mike Hettwer

Anzu Wyliei

Еще одно мифологическое название получил забавный ящер, обитавший на северо-востоке США. Anzu Wyliei ? так именуется пернатый демон из месопотамской мифологии.

Этот трехметровый динозавр из рода овирапторов весил примерно 225 кг и был всеядным. Основу его рациона составляли растения и мелкие животные.

Палеонтолог, открывший хорошо сохранившийся скелет Anzu Wyliei, вначале окрестил его «адской курицей». В самом деле, это существо напоминает гибрид, скажем, эму с тиранозавром. Но несмотря на его комичный вид, ящер был опасным противником благодаря своим мощным челюстям.

Anzu Wyliei в представлении художника

©Mark Klingler / Carnegie Museum of Natural History

Qianzhousaurus Sinensis

Еще один весьма комичный вид, открытый несколько недель назад на раскопках в Китае. Благодаря удлиненной форме черепа он получил прозвище «Пиноккио» в честь длинноносого собрата Буратино.

Морда «Пиноккио рекса» была длинной и узкой, а нос по длине на 35% превышал носы любого из известных динозавров аналогичных размеров.

Qianzhousaurus Sinensis ? близкий родственник самого известного хищного динозавра ? Tyrannosaurus rex. Палеонтологи считают, что форма тела позволяла тиранозавру Пиноккио бегать быстрее своего кузена, а стало быть, он был более опасным хищником.

Qianzhousaurus sinensis в представлении художника

©Chuang Zhao/University of Edinburgh/PA

Torvosaurus Gurneyi

Торвозавр, открытый недавно в Португалии, был одним из крупнейших животных, когда-либо проживавших на территории Европы. Длина его достигала 10 метров, а весил он где-то 4-5 тонн.

Первоначально ученые приняли его за другой известный вид торвозавров, проживавший в Северной Америке, Torvosaurus tanneri. Однако после тщательного изучения оказалось, что у этого вида в верхней челюсти меньше 11 зубов, зато имеющиеся на 10 см длиннее, чем у американского родственника.

Torvosaurus gurneyi в представлении художника