Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
29.01.2018
Редакция Naked Science
2 428

«Забытый» препарат поможет победить бактерии, устойчивые к современным антибиотикам

Исследователи предложили бороться с антибиотикорезистентными бактериями с помощью препарата, изобретенного в 1970-х. В исследованиях он оказался эффективнее, чем похожий по структуре антибиотик «последнего резерва».

klebisela2_hori

В поисках эффективного средства против бактерий, устойчивых к антибиотикам, австралийские исследователи изучили свойства октапептина — препарата, полученного в конце 1970-х. Около 40 лет октапептин оставался в тени более популярных лекарств. Ученые исследовали препарат с помощью новейших методов и пришли к выводу, что октапептин может заменить некоторые из антибиотиков «последнего резерва», к которым опасные бактерии уже приобрели устойчивость.

Антибиотикорезистентность — одна из самых сложных проблем, с которыми столкнулась современная медицина. Бактерии-возбудители многих заболеваний приобретают устойчивость к определенным типам препаратов. Также они могут передавать гены, обеспечивающие такую устойчивость, другим микроорганизмам с помощью горизонтального переноса генов.

Авторы новой работы говорят, что октапептин «забыли» из-за обилия антибиотиков: в 1970-е в этой области работало множество исследователей, и новые препараты появлялись регулярно. Однако в последние десятилетия на рынке появляется куда меньше новых антибиотиков — их разработка требует больших технических ресурсов, при этом из-за переноса устойчивости препарат может оказаться бесполезен уже через несколько лет.

Исследователи считают, что октапептин сможет заменить колистин — антибиотик «последнего резерва». К таким препаратам обращаются, когда другие средства не действуют. При этом колистин крайне токсичен для организма. Октапептин по структуре близок к колистину, но менее токсичен. Также исследования показали, что октапептин эффективнее борется с грамотрицательными бактериями — к этому типу относятся возбудители пневмонии и сальмонеллеза.

Комментирует один из авторов работы Мэтт Купер (Matt Cooper): «Грамотрицательные бактерии-возбудители сложнее уничтожить, поскольку препаратам нужно преодолеть дополнительную мембрану, скрытую под “капсулой” или слоем слизи, которые защищают бактерию от воздействия препаратов и нашей иммунной системы. Октапептин в ранних доклинических исследованиях показал большую антимикробную активность по сравнению с колистином при работе с грамотрицательными бактериями, устойчивыми ко многим антибиотикам».

«Возрожденный» препарат ждет серия новых исследований. По словам ученых, поиск эффективных препаратов среди уже известных средств может оказаться перспективным направлением при создании новых антибиотиков.

Исследование опубликовано в журнале Cell Chemical Biology.

Ранее исследователи предложили бороться с антибиотикорезистентными возбудителями заболеваний с помощью бделловибрионов — грамотрицательных хищных бактерий.