В NASA предложили отправить к Марсу искусственное магнитное поле — Naked Science

В NASA предложили отправить к Марсу искусственное магнитное поле

Искусственная магнитосфера между Солнцем и Марсом позволит Красной планете самостоятельно восстановить подходящий для жизни климат.

terraform

Холодная и голая пыльная пустыня, покрытая слабой атмосферой, – сегодняшний Марс выглядит совершенно бесприютным и неподходящим для жизни. Однако прежде и здесь атмосфера была достаточно плотной, сохранялись и обширные запасы воды, и комфортная температура. Ключевой причиной печальных перемен, произошедших с Красной планетой, считают ее скромные размеры. Недра Марса быстро остыли и застыли, перестав создавать глобальное магнитное поле. Защита пропала, и поток частиц солнечного ветра стал беспрепятственно проникать в атмосферу, понемногу «сдув» ее на 85–90 процентов в космос. Следом испарилась вода, и Марс стал таким, каким мы видим его сегодня.

Существует масса идей о том, как мы могли бы вернуть соседней планете пригодный для жизни облик, вплоть до бомбардировки Марса термоядерными зарядами. На прошедшем недавно симпозиуме Planetary Science Vision 2050 директор Отделения планетологии NASA Джим Грин (Jim Green) озвучил более миролюбивый проект, ключевой деталью которого должна стать новая искусственная магнитосфера. «При этом ослабнут многие “эрозионные” процессы, которые вызывает солнечный ветер в ионосфере и верхних слоях атмосферы, позволив ей в течение времени наращивать давление и температуру», – сообщают авторы проекта.

Создать искусственную магнитосферу Грин и его коллеги предлагают не на самой планете, а в точке Лагранжа L1 между Марсом и Солнцем. Мощное магнитное поле станет отклонять частицы солнечного ветра и позволит атмосфере снова накапливать массу и плотность. По словам Грина, это не терраформирование в привычном смысле слова – не искусственное воздействие на климат. Такое решение поможет планете восстановиться самостоятельно, за счет естественных процессов, проходящих на ней.

Компьютерное моделирование, проведенное учеными, показало, что при такой защите атмосфера Марса может набрать плотность и давление в половину земных уже за несколько лет. Это позволит температуре на поверхности расти, и как только она поднимется примерно на 4°С, на полюсах станет теплее и приполярные шапки замерзшего углекислого газа начнут испаряться. Этот газ еще более уплотнит атмосферу и создаст парниковый эффект, который ускорит все процессы потепления, пока в конце концов не растают и запасы водного льда. Ученые считают, что таким путем, возможно, удастся восстановить до 1/7 от тех обширных объемов влаги, которые некогда имелись на Марсе. Останется занести сюда микробов и грибы, а затем высадить первые растения.