05.02.2016
Редакция Naked Science

Ученые выявили синдром подмены кота

Ученые описали синдром, при котором хозяину кажется, что его кот подменен другим, и теперь этот «злобный двойник» устроил за ним слежку. Нечто подобное, кстати, ранее описывали на примере котов и птиц.

Результаты исследования невропатологов из США были опубликованы в издании Neurocase. Объектом стал пожилой человек в возрасте 71 года. Он когда-то занимался хоккеем, в результате чего получил множество травм. А еще пациент страдал от алкоголизма. Больной должен был принимать специальные медикаменты, однако отказался от этой практики за несколько лет до описываемых событий. Результат не заставил себя долго ждать, и вскоре у пациента стали развиваться параноидальные идеи. По мнению этого человека, за ним постоянно велась слежка. Якобы агенты ФБР даже подменили кота, и теперь животное тоже «включилось в операцию».

Сами ученые полагают, что речь идет о некоем варианте бреда отрицательного двойника. В этом случае больной верит, что кого-то из его близких подменили другими. В некоторых случаях пострадавший думает, что загадочный двойник появился у него самого: именно этим якобы объясняются плохие поступки, приписываемые человеку. Нечто подобное, кстати, можно встретить в романе итальянского историка-медиевиста Умберто Эко «Остров накануне». Там «злобный двойник» присутствует у главного героя.

Психиатрия знает относительно мало случаев, когда больной заявлял о подмене животного. До этого было описано несколько похожих инцидентов, связанных с якобы подменой котов, собак и птиц. Однако новый случай с котом отличается тем, что сейчас при помощи томографии ученые обнаружили глубокие органические повреждения коры головного мозга и указали на гипотетическую связь между отклонением и полученными ранее травмами. Исследователи говорят, что такого рода нарушения могут быть вызваны «рассогласованием» механизма распознавания объекта и воспоминаний, связанных с ним.

Добавим, что у психиатров нет единой точки зрения относительно бреда отрицательного двойника. Иногда это отклонение рассматривается в контексте других болезней, таких как шизофрения. И поэтому видится не в качестве синдрома, а в качестве симптома.

История, кстати, знает случаи, когда за психически больных принимали настоящие объекты слежки. Среди них, в частности, оказался писатель Эрнест Хемингуэй. Его пытались лечить, однако Хемингуэй не выдержал напряжения и свел счеты с жизнью. Уже потом оказалось, что ФБР действительно следило за писателем. Слежка осуществлялась в рамках проекта COINTELPRO. Последнее, впрочем, вовсе не говорит о том, что история с котом-двойником реальна.

Ученые факультета физической культуры Томского государственного университета в рамках гранта, поддержанного РНФ, исследуют особенности механизма усвоения глюкозы при сахарном диабете второго типа. Для этого был организован масштабный четырехмесячный эксперимент на 240 мышах, подобного которому в мире еще никто не проводил. Животные с искусственно сформированным диабетом подвергались физической нагрузке. Установлено, что вечерние тренировки лучше снижали уровень глюкозы мышей, а утренние – приводили к снижению веса. Предположительно, фактором, стимулирующим утилизацию глюкозы, выступил стресс. Ученые намерены проверить эту гипотезу.