14.04.2018
Редакция Naked Science

Ученые выяснили, что часть гиппокампа может влиять на возникновение депрессии

Вероятно, область мозга, отвечающая за формирование памяти, влияет и на мотивацию млекопитающих.

Гиппокамп — часть головного мозга, участвующая в консолидации памяти. Она помогает переводить кратковременную память в долговременную, но биологи из Торонтского университета показали, что она играет роль и в принятии решений.

Для этого они провели ряд экспериментов на мышах, рассматривая вентральный гиппокамп — ту часть головного мозга грызунов, которая соотносится с передним отделом гиппокампа у человека. В этой области находятся два отдела, которые обозначены как CA1 и CA3. По словам профессора психологии Руцуко Ито, традиционный подход заключается в том, что эти отделы связаны с зубчатой извилиной и выполняют одну и ту же функцию. Информация проходит через зубчатую извилину и попадает сначала в CA3, а затем в CA1. Так как все участки цепи состоят в одной системе, ранее предполагалось, что они выполняют одну и ту же функцию, однако эта гипотеза оказалась ошибочной.

Ученые провели опыт с так называемым конфликтом «стремление — избегание», который описал психолог Курт Левин в книге «Психологическая ситуация награды и наказания». Суть его — в одновременном желании индивида принять определенное решение и отказаться от него, так как оно несет положительные и отрицательные результаты. В лабиринте мышам предлагали выбрать: нейтральный проход или тот, который одновременно несет награду и неприятные последствия.

Варианты лабиринтов / Current Biology

Исследователи обнаружили, что при деактивации отдела CA1 мыши чаще избегали конфликта, а при деактивации CA3, наоборот, охотнее шли на риск. После эксперимента Руцуко Ито прокомментировала результаты:

«Похоже, что СА1 и СА3 в вентральном гиппокампе выполняют противоположные функции. Это странный двунаправленный и оппозиционный эффект, и он противоречит всему тому, что мы думали ранее».

По ее словам, этот механизм, вероятно, играет важную роль в мотивационном поведении и изменяется при психических девиациях. К примеру, депрессию может сопровождать «отключение» СА1, а наркоманию, наоборот, СА3.

В прошлом месяце ученые из Университета Южной Калифорнии представили изобретение, которое помогло пациентам с нейродегенеративными заболеваниями повысить эффективность эпизодической памяти на 37 процентов.