20.06.2016
Редакция Naked Science

Ученые: Содержание токсинов на глубине океана выше, чем в устье самых грязных рек

Концентрация токсичных веществ на глубине океана значительно превышает загрязнение в прибрежных водах. Об этом свидетельствуют результаты международного исследования, проведенного при поддержке Национального научного фонда США.

nov

В рамках мониторинга ученые взяли пробы воды на глубине 7–11 тысяч метров в Марианской впадине и в районе дуги Кермадек у берегов Новой Зеландии. Химический анализ обитающих в них амфипод показал, что в образцах содержатся полихлорированные бифенилы (ПХБ) и полибромдифениловые эфиры (ПБДЭ) — присадки к пестицидам и антипирены соответственно.

Содержание ПХБ в амфиподах из Марианской впадины оказалось наиболее высоким: уровень органических загрязнений в районе в 15 раз превысил показатель Кермадек и самых токсичных рек — Чжуцзянь и Ляохэ — в Китае. Этому может способствовать близость впадины к азиатским заводам по переработке пластмассы, а также к военной базе США на острове Гуам, считают ученые.

Вместе с тем концентрация ПБДЭ в пробах из Кермадек пятикратно превысила показатель Марианской впадины.

«Информация к размышлению: когда вы бросаете мусор в море, он, в конечном счете, тонет. Когда он достигает дна, двигаться ему некуда, он скапливается. Однажды глубины океана могут оказаться более загрязненными, чем устья рек, химикаты из которых вымываются в открытые воды», — сообщил профессор Алан Джеймисон.

По мнению исследователей, уровень загрязнения на большой глубине отражается на организмах, которые несут в себе медикаментозный и коммерческий потенциал. Кроме того, глубоководные желобы, в частности обитающие в них микроорганизмы, выполняют роль поглотителей углерода, участвуя в глобальном регулировании климата.