А у нас самое большое научное СМИ в Telegram!
Подписаться
18.10.2018
Редакция Naked Science

Ученые подтвердили способность микробов и органических соединений выживать в космосе

Одной из вероятных гипотез появления жизни на Земле называют панспермию — возможность путешествия живых организмов или их зародышей через космическое пространство.

Межпланетная миграция микробов и органических соединений возможна. К такому выводу пришла группа ученых из Японии, поместив образцы в условия космической среды на год. Результаты исследования опубликованы в Astrobiology, рецензируемом журнале от издательства Mary Ann Liebert, Inc.

В рамках космической миссии «Танпопо» в объекте Японского экспериментального модуля Международной космической станции была разработана особая панель с условиями космической среды, на которой испытанию подвергся микроб Deinococcus aetherius. Спустя год исследователи изучили ключевые факторы, от которых зависит выживаемость микробов и органических соединений, прежде всего уровень температуры и радиации.

Чтобы микробы не погибли, максимальная температура открытой панели миссии сохранялась ниже 80° C. Для этого был разработан не нуждающийся в электропитании механический термометр, который поддерживал необходимую температуру. Исходя из расчетов, диапазон температур на орбите МКС открытой панели должен составлять от минус 115,0° C до плюс 32,8° C, потому диапазон термометра составлял от минус 140° C до плюс 80° C с точностью до 5° C.

На протяжении 10 дней D. aetherius находился под воздействием температуры в 30° C на планшетах из агар-агара с 1% глицерина. Позже образцы извлекли, трижды вымочили в фосфатном буфере и поместили в сосуды, в качестве которых использовали алюминиевые пластины, содержащие цилиндрические лунки диаметром два миллиметра и глубиной два миллиметра или 100 микрометров. Микробы высушили в эксикаторе под давлением 3.3 × 10−2 атмосфер. Эти шаги повторялись от 20 до 30 раз, а завершился процесс окончательной сушкой на протяжении более 16 часов при том же давлении.

Лунки образцов заполнили разным количеством клеток D. aetherius с толщиной клеточного слоя в 100, 500 и 1000 микрометров. Шансы выжить у клеточных агрегатов микроба составили 0, (6.7 ± 4.9) × 10−4 , и (7.8 ± 2.7) × 10−4 при (n = 3 или 2) соответственно (0%, 0,00067% и 0,00078% вероятности). Оказалось, погибшие клетки создали щит от ультрафиолетового излучения, защитив от радиации организмы под собой.

Сравнив эти результаты с данными о выживаемости микробов и органических соединений, ученые пришли к выводу, что толщина в 100 микрометров оказалась недостаточной для выживания в космосе. В свою очередь, клетки со слоем в 500 микрометров и более могут выживать в таких условиях на протяжении года, что подтверждает гипотезу панспермии.