Ученые пересчитали внегалактические фотоны у поверхности Земли

Около 10 триллионных от цвета нашего загара создает излучение, приходящее из-за пределов Млечного Пути.

Лежа на пляже, каждую секунду мы получаем порцию из примерно секстилиона фотонов в пределах от ультрафиолетового до инфракрасного диапазонов. Практически все они поступают, конечно, от Солнца. Некоторый процент этих частиц – излучение, уже отразившееся от Земли, затем от атмосферы и вернувшееся обратно к поверхности. Но крошечная доля имеет куда более романтичное – внегалактическое – происхождение.

Австралийские ученые впервые подсчитали количество частиц этого диапазона, достигающих поверхности Земли от разных источников. Статья Саймона Драйвера (Simon Driver) и его коллег из Международного центра радиоастрономических исследований (ICRAR) одобрена к публикации в журнале The Astrophysical Journal Letters. Для расчетов авторы использовали большой массив данных по наблюдениям на длинах волн от дальнего УФ (0,15 мкм) и до дальнего (ИК 500 мкм), проведенным космическими, наземными и даже подземными астрономическими инструментами.

На каждый квадратный метр поверхности Земли в секунду поступает порядка 1026 (секстилион) фотонов от Солнца и 3*1020 (300 квинтиллионов) отраженных атмосферой – это доминирующие источники излучения. Однако немало частиц поступает и из куда более далеких мест: по подсчетам ученых, 1014 (100 триллионов) фотонов у поверхности нашей планеты отражены сюда частицами космической пыли в Солнечной системе, 1016 родились еще в Большом взрыве и 1010 прилетели из источников за пределами нашей Галактики (примерно пополам – 5 миллиардов от звезд других галактик и 5 миллиардов от черных дыр).

Авторы замечают, что «древние» фотоны Большого взрыва растеряли львиную долю своей энергии, так что в появлении летнего загара участия не принимают. Зато вы с уверенностью можете сказать, что около 0,00000000001 (десяти триллионных) вашего загара создало излучение, прилетевшее из других галактик, преодолев иногда миллионы световых лет лишь затем, чтобы чуть изменить цвет вашей кожи.

Аватар пользователя Михаил Лещ