Свечение ASASSN озадачило астрономов
20.05.2016

Свечение ASASSN озадачило астрономов

Команда исследователей из Техасского университета A&M заметила необычное ультрафиолетовое свечение далекой сверхъяркой сверхновой ASASSN-15lh. Событие не сопровождается выбросами водорода и процессами приливного характера, поэтому несколько сбило ученых с толку.

hypernovae

Как сообщает Phys.org, сверхъяркая сверхновая в несколько десятков раз ярче обычной сверхновой. Однако ASASSN-15lh, находящаяся в южном созвездии Индейца и обнаруженная с помощью системы All Sky Automated Survey for SuperNovae (в нее входит 14 специализированных телескопов) в 2015 году, является настоящим лидером в свечении. Она примерно в 200 раз ярче обычной сверхновой и в 570 млрд раз ярче Солнца. По словам ученых, ASASSN-15lh – самая яркая звезда из когда-либо обнаруженных.

После того, как команда астрономов из Техасского университета A&M получила дополнительные снимки, сделанные аппаратом NASA’s Swift spacecraft и космическим телескопом «Хаббл», ученым удалось разглядеть ASASSN-15lh в деталях. Астрономы выяснили, что поток сверхновой значительно вырос в ультрафиолетовом диапазоне, и свет этот в сотни раз больше, чем, к примеру, у богатой водородом сверхновой SLSN II SN 2008es. При этом резкое увеличение яркости звезды произошло почти через два месяца после того, как она по сути прошла свой пик яркости. «Мы провели несколько исследований, чтобы убедиться в том, что свечение действительно нарастает, после чего объявили об этом в Astronomer’s Telegram, чтобы коллеги знали, что происходит», – поделился руководитель группы астрономов Питер Браун.

Исследователям удалось определить форму взрыва, ультрафиолетовый поток и поток рентгеновского излучения. Однако самое загадочное в событии состоит в том, что нарастание света не обнаруживает участие в нем водорода, как следовало бы ожидать. Спектральные линии H-альфа и Лес Лайман-альфа, свидетельствующие о наличии водорода, не показали его. Астрономы пообещали следить за ASASSN-15lh.