Магнитные поля черных дыр компенсируют их гравитацию

Магнитные поля черных дыр компенсируют их гравитацию

Наблюдения за струями газов, выбрасываемых из черных дыр, доказали, что возникающие вблизи темных гигантов магнитные поля не уступают гравитационным. Облако газа вблизи черной дыры не поглотится, а будет левитировать, раздираемое противоположными силами.

TchekhovskoyBlackHoleMagFields

В процессе нового исследования сверхмассивных черных дыр в центрах галактик удалось обнаружить, что в динамике таких систем огромную роль играют магнитные поля. Гигантская сила гравитационного притяжения такой черной дыры может быть даже компенсирована силой отталкивания ее магнитного поля.

Впервые нам удалось систематически измерить силы магнитных полей вблизи черных дыр. При этом мы проанализировали данные не от одной, а от 76 черных дыр.

Александр Чеховской, Берклиевская национальная лаборатория

Ранее Чеховскому удалось разработать компьютерные модели черных дыр, учитывающие возникновение магнитных полей. Согласно данным моделирования, такие магнитные поля по силе не уступали гравитационным, однако до сих пор не было эмпирических данных, подтверждающих эту теорию.

Согласно расчетам, газовое облако вблизи черной дыры не поглотится, а будет балансировать в космическом пространстве, раздираемое двумя противоположными силами: гравитационным и магнитным полем.

Теперь же наблюдения за струями газа, которые «выстреливаются» из сверхмассивных дыр, подтвердили модели Чеховского. Эти струи формируются магнитными полями и излучают радиоволны.

Мы осознали, что радиоизлучение от газовых струй может быть использовано для измерения силы магнитного поля вблизи черной дыры.

– Мохаммад Заманинасаб, институт радиоастрономии общества Макса Планка

Полученные данные также показали, что образующиеся вблизи черных дыр магнитные поля очень напоминают поля в магнитно-резонансных томографах, используемых в больницах. При этом их мощность примерно в 10 000 раз превосходит магнитное поле Земли.

По мнению ученых, новая информация позволит во многом изменить современные представления о поведении и свойствах черных дыр.