08.06.2016
Редакция Naked Science

«Суперсамки» ящериц могут доводить обычных самок до вымирания

Пол австралийских ящериц-агам определяется температурой, при которой развивается эмбрион. При температуре выше 32 °C генетические самцы вырастают крупными «суперсамками», которые способны полностью вытеснить обычных самок из популяции.

bearded-dragons-baby
©Wikipedia / Автор: Анастасия Кожевникова

В отличие от людей и прочих млекопитающих, пол бородатых агам – крупных и хищных австралийских ящериц – определяется не только набором их хромосом (ZW у самок и ZZ у самцов), но и температурой. Еще в 2007 году обнаружилось, что если их яйцекладка созревает на жаре (более 32 °C), то эмбрионы самцов отращивают все необходимые органы самок. И хотя они сохраняют те же половые хромосомы, они спариваются как самки и оказываются полностью фертильны, откладывая нормальные оплодотворенные яйца.

Их можно назвать «суперсамками», поскольку яйцекладка у них оказывается даже более многочисленной, чем у «прирожденных» ZW-самок. Более того, австралийские зоологи из команды профессора Сиднейского университета Рика Шайна (Rick Shine) показали, что в некоторых обстоятельствах «суперсамки» ZZ способны привести к полному вымиранию обычных ZW-самок в популяции.

Ученые исследовали внешний вид, физиологию и поведенческие особенности 20 «суперсамок» ZZ, 55 обычных ZZ-самцов и 40 ZW-самок, показав, что ZZ-самки сохраняют многие изначальные признаки самцов. Мало того, что они откладывают больше яиц, они еще и заметно крупнее ZW-самок, обладают повышенной в сравнении с ними температурой тела и, соответственно, более быстрым метаболизмом. Даже поведение их оказывается «мужским»: ZZ более активны и агрессивны, чем ZW-самки. По мнению Рика Шайна и его коллег, эти особенности обеспечивают «суперсамкам» ZZ серьезное репродуктивное преимущество, что может приводить к полному исчезновению обычных ZW-самок из некоторых популяций.

Стоит заметить, что в отличие от людей, у которых женщины имеют пару одинаковых половых хромосом (ХХ), а мужчины – разные (XY), гетерогаметным полом у бородатых агам являются самки (ZW). И если бывшие самцы, ставшие ZZ-самками, вытесняют генетических ZW-самок, в популяции элиминируется половая W-хромосома, и в будущем пол ящериц этой популяции будет определяться исключительно температурой. В самом деле, ученым удалось продемонстрировать такую динамику в лабораторных условиях. Авторы опасаются, что глобальное потепление может привести к подобному эффекту и повсюду в природе: генетические самки этих ящериц попросту исчезнут.