27.09.2018
Редакция Naked Science

Создан препарат, подталкивающий к социальному взаимодействию

Он необходим детям, больным расстройством аутистического спектра, для предотвращения социальной изоляции.

Ученые из Страсбургского университета (Франция) синтезировали вещество, которое способствует повышенному социальному взаимодействию индивида. Пока его испытали только на мышах, но в дальнейшем планируют использовать для лечения симптомов аутизма. Работа опубликована в журнале Journal of Medicinal Chemistry.

Расстройство аутистического спектра (РАС) — заболевание, наступающее в детском возрасте. Оно характеризуется отсутствием способности завязывать и поддерживать общение. Зачастую страдающие от него подростки имеют органичный круг интересов и демонстрируют одинаковые поведенческие реакции. Согласно данным Министерства здравоохранения, в России на сто детей приходится один случай РАС.

Химики из Страсбургского университета искали средство, которое бы исключило симптом социальной изоляции. Они обратили внимание на нейропептид окситоцин. Это вещество также называют гормоном доверия. Оно вызывает чувство удовлетворения, спокойствия и снижает тревогу. Во время грудного вскармливания окситоцин из молока поступает в гипоталамус ребенка, который отвечает в том числе за поведенческие реакции. Проблема в том, что окситоцин быстро метаболизируется при инъекции и не проходит через гематоэнцефалический барьер, а значит, не попадает в мозг.

Ученые искали альтернативу окситоцину. Они синтезировали несколько соединений и обнаружили, что некоторые из них воздействовали одновременно на рецепторы окситоцина и сходного с ним гормона вазопрессина, который ответственен за сохранение воды в теле. Выделив общий компонент из этих соединений, химики создали структуру, которая обладает действием окситоцина, но лишена его недостатков.

Структура LIT-001 / ©Journal of Medicinal Chemistry

Получившееся вещество, названное LIT-001, исследователи протестировали на генетически модифицированных мышах, которые обладали признаками РАС. После принятия препарата грызуны стали чаще и дольше взаимодействовать друг с другом. Авторы предполагают, что LIT-001 может стать основой для лекарства, которое бы снизило симптомы РАС у людей.

Ранее ученые, применив золотые наночастицы и систему CRISPR, отредактировали геном в нейронах взрослых мышей и почти полностью вылечили их от врожденного синдрома, который ведет к нарушению формирования мозга, поведения и снижению интеллекта.