Ученые выключили белок, тормозящий развитие нервных клеток — Naked Science

Ученые выключили белок, тормозящий развитие нервных клеток

Белок ретинобластома известен в качестве «тормоза» развития клеток человеческого организма. Канадским ученым удалось обнаружить его в нейронах и временно «выключить», вызвав тем самым бурный рост нервных клеток.

Depositphotos_21697179_l

В статье, опубликованной сегодня в престижном научном журнале Nature Communications специалистами из университета Калгари, рассказывается о механизме стимулирования роста поврежденных нервных клеток.

Доктор Даг Зочодне и возглавляемая им группа исследователей открыла ключевую молекулу, которая непосредственно регулирует рост нервных клеток.

Нам удалось обнаружить присутствие в нейронах белка ретинобластома (Рб). Этот белок обычно выполняет функцию тормоза, предотвращая рост нервных клеток. Деактивировав белок Рб, мы фактически отпустили тормоза и заставили нервные ткани расти быстрее.

– Доктор Даг Зочодне, университет Калгари

Ученые намеренно искали белок Рб в нервных клетках, поскольку известно, что именно он регулирует развитие других клеток в человеческом организме.

Пока что эта техника применялась исследователями лишь в отношении периферической нервной системы (ПНС), соединяющей центральную нервную систему с органами и конечностями. Повреждение нервов в ПНС вызывает у людей сильные боли, онемение и трудности в управлении руками и ногами.

«Выключив» белок на короткий промежуток времени, специалисты отметили бурный рост нервных клеток без каких-либо негативных последствий. Это дает основания надеяться, что такая методика сможет помочь быстро восстановить поврежденные нервы у многих пациентов.

Ученые из СПбГУ вместе с коллегами из Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН открыли новое органическое соединение из группы тиазолотриазолов, меняющее свою активность под действием света. Оно является ингибитором ключевого фермента нервной системы — холинэстеразы, которая задействована в работе множества систем организма человека. Вещества с таким действием применяют, например, в терапии болезни Альцгеймера или в офтальмологии. Открытие химиков поможет «выключать» биологическую активность препарата с помощью лазера, а значит, более безопасно и точно воздействовать на клетки человеческого организма.

Исследователи Сколтеха и их коллеги провели первое в своем роде масштабное вычислительное исследование, в ходе которого сравнили самые современные языковые модели на основе нейронных сетей и оценили их возможности по решению одной из важнейших задач обработки естественного языка – лексической замены.