21.02.2014
Редакция Naked Science

Заживление ран ускорили с помощью синтетических белков

Созданы аналоги особых белковых молекул, стимулирующих рост и развитие тканей тела, которые можно использовать для ускоренного заживления ран.

8527273619_0533161227_b

Джеффри Хуббель из Федеральной политехнической школы Швейцарии в Лозанне и его коллеги создали аналоги особых белковых молекул, стимулирующих рост и развитие тканей тела, и смогли использовать их для ускоренного заживления ран у мышей. В скором будущем использовать такие белки можно будет и для лечения людей.

О том, как ускорить заживление ран, ученые думают давно. Известно, что в этом процессе участвуют десятки разных клеток и сотни сигнальных молекул, которые управляют их поведением. Эти сведения помогли ученым в создании синтетического аналога одной из важнейших сигнальных молекул, белка PIGF-2. Он входит в число так называемых факторов роста – белков, «включающих» механизмы роста и деления в клетках соединительной ткани.

Фактор роста тромбоцитов (Platelet-derived growth factor, PDGF) белок, один из многочисленных факторов роста. Играет важную роль в ангиогенезе. Содержится в ?-гранулах в тромбоцитах, синтезируется в мегакариоцитах. В каждом тромбоците находится порядка тысячи молекул тромбоцитарного фактора роста. Фактор ? сильный стимулятор репарации тканей, рецепторы к нему расположены в сосудистой стенке на фибробластах и клетках гладкой мышечной ткани. PDGF стимулирует пролиферацию этих клеток. Кроме того, PDGF увеличивает продукцию составляющих соединительной ткани (гликозаминогликанов, коллагена и др.).

Выбор PIGF-2 специалисты объяснили тем, что этот белок очень хорошо соединяется и взаимодействует с другими белками, управляющими различными аспектами «починки» поврежденных тканей. Реализовать «полноценный» синтез белков, как правило, очень трудно – они имеют сложную структуру и большое число звеньев внутри одной молекулы. Принимая это в расчет исследователи «сократили» PIGF-2, выделив из него цепочку из 22 ключевых аминокислот.

После того как ученые синтезировали небольшое количество таких молекул, они проверили их в деле. Авторы исследования присоединили эту последовательность к «хвостам» других факторов роста. В результате при испытаниях в пробирке эффективность их действия в некоторых случаях выросла, чуть ли не в 100 раз.

Данную методику специалисты, убедившись в ее действенности, проверили на  мышах, страдающих от диабета – их раны заживали медленно. Спустя пять дней после начала опыта глубокие порезы на коже грызунов затянулись. Среди особей в контрольной группе такое действие не наблюдалось.

Специалисты не исключают, что совсем скоро данное открытие можно будет использовать и для лечения людей.