01.12.2016
Редакция Naked Science

Предпочтения самок связали с разделением видов

Американские ученые обнаружили, что выраженность вторичных половых признаков у двух родственных таксонов является результатом взаимодействия естественного и полового отбора. Подробности работы опубликованы в журнале Proccedings of the Royal Society B.

Самцы некоторых видов животных имеют гипертрофированные вторичные признаки — это, например, хвост у павлинов. Но поскольку такие признаки снижают приспособленность особей, в частности замедляя передвижение, их появление нельзя объяснить «обычным» естественным отбором. Согласно теории Дарвина, украшения самцов могут быть результатом выбора самок, который усиливает те или иные признаки. Вместе с тем эта теория не объясняла, почему самки выбирают самцов с признаками, которые делают их менее приспособленными.

В 1975 году биолог Амоц Захави (Amotz Zahavi) сформулировал принцип гандикапа, согласно которому «лишние» украшения могут позволить себе только наиболее приспособленные особи. Таким образом, вторичные половые признаки являются критерием «качества» самца. Ранее также стало известно, что размеры таких признаков могут различаться даже у родственных морф (популяций одного вида с разными фенотипами). Примером может служить жук калоед-бык (Onthophagus taurus), имеющий две морфы: с большими рогами и почти незаметными рожками.

Морфы калоеда-быка. / © Sara M. Clifton et al., Proccedings of the Royal Society B, 2016

В новой работе ученые из Северо-Западного университета проверили теорию гандикапа. Они построили математическую модель эволюции вторичных половых признаков в популяции одинаковых животных, которая учитывала их социальную выгоду и опасность. Модель показала, что в ходе эволюции популяция неизбежно разделяется на две группы: с крупными и небольшими украшениями. Затем авторы проанализировали распределение размеров украшений 15 видов животных, в том числе рогов у оленей, яркость окраски у рыб, длину хвоста у птиц.

Анализ подтвердил результаты моделирования: многие виды имеют бимодальное распределение размеров вторичных половых признаков, образуя две группы — с крупными и небольшими украшениями. По мнению ученых, такое расхождение, вероятно, снижает «напряженность» между классическим и половым отбором.