Помощью насекомых для размножения пользуются не только растения, но и грибы — Naked Science
20.03.2015
Редакция Naked Science

Помощью насекомых для размножения пользуются не только растения, но и грибы

Способные к биолюминесценции грибы, обитающие у корней пальмовых деревьев в джунглях Амазонки, светятся не просто так. Недавнее исследование показало, что тем самым они привлекают насекомых, помогающих в распространении спор.

doorofperception

Neonothopanus gardneri считается одним из рекордсменов в области биолюминесценции – в темноте он сияет ярче любого другого из 71-го вида способных к свечению грибов. Открыт он был еще в середине XIX века, однако с тех пор не попадался исследователям вплоть до 2011 года, когда этот редкий гриб, наконец, удалось обнаружить еще раз.

После этого он стал одним из самых привлекательных объектов биологических исследований, и, конечно, особенно ученых заинтересовали его уникальные способности к биолюминесценции. А недавно для изучения эволюционных основ этой «суперсилы» был поставлен необычный эксперимент.

Исследователи сделали точные пластиковые копии плодовых тел гриба и поместили их в привычное место обитания – ближе к корням деревьев в бразильских джунглях. Некоторые из них были так и оставлены, а другие подсвечивались в темноте встроенными зеленоватыми светодиодами. Расположенные тут же ловушки ждали насекомых, которые слетались к тем и другим пластиковым грибам.

Как и предполагали ученые, светящиеся шляпки привлекали их намного больше: за пять ночей несветящиеся копии привлекли в общей сложности 12 насекомых, а светящиеся – 42. Для какой именно цели грибам нужны насекомые, в точности еще предстоит установить, однако авторы опыта высказывают вполне разумное предположение: для размножения. Конечно, грибы – не растения, и опылять их не нужно, но вот распространять споры крылатые создания вполне способны.