Почему чернозем не образуется в тропическом поясе? И почему вулканический пепел не является столь же качественным аналогом чернозема?

#биосфера
#почва
22.07.2023

Давайте сначала вспомним о том, как в принципе образуется почва. Почвообразование — процесс, занимающий сотни тысяч лет. И то, по какому пути он пойдет, определяют пять основных факторов: время, климат, рельеф, материнская порода и живые организмы. Здесь нас больше всего интересует последний фактор.

Скорость и интенсивность почвообразования напрямую зависит от теплового и водного режима местности: чем больше тепла и воды, тем быстрее протекает большинство биологических процессов (по крайней мере — аэробных, то есть, проходящих в воздушной среде). Следовательно, и живые организмы, хотя бы часть своей жизни проводящие в почвенной среде, будут чувствовать себя лучше при относительно более высокой влажности и температуре. Что тогда мы получаем? Это легко проследить на примере почв восточной Европы — при нашем движении с севера на юг. При этом мы пройдем путь от тундровых почв арктического пояса до интересующих нас черноземов, «обитающих» в умеренном. Обобщая, мы заметим, что мощность плодородного гумусового горизонта увеличивается с буквально нескольких сантиметров (если не миллиметров) до метровой толщины. В черноземной полосе создаются условия, в которых достигается оптимальное соотношение режима увлажнения, тепла и деятельности живых организмов. В умеренном климате биоразнообразие относительно невелико, поэтому живность не успевает поглощать всю органику – много ее накапливается в почве, что в свою очередь обеспечивает повышение плодородия… Круг замыкается.

А теперь давайте представим себе какую-нибудь экосистему тропического пояса, где условия для быстрого протекания биологических процессов тоже в основном подходящие. Примером могут служить саванны и тропические леса. Биоразнообразие там исключительно велико, а деревья бывают вдвое выше, чем в умеренных широтах. Несмотря на то, что растительность продуцирует огромное количество органики, животные (и, пожалуй, ведущую роль здесь играют членистоногие), грибы и сами растения моментально ее потребляют. В условиях острой нехватки питательных элементов выживать растениям удается лишь благодаря микоризе (симбиозу гриба и растения), которая позволяет корневой системе моментально всасывать обогащенную выделениями других живых организмов влагу. В результате это органическое вещество не успевает накапливаться в верхних слоях почвенного профиля. Так образуются красноземы, красно-бурые почвы, которые отличаются от черноземов, в основном, по степени вовлеченности почвы в круговорот органического вещества.

Что же касается вулканических почв (андосолей) – их сходство с черноземами лишь поверхностное (в прямом и переносном смысле слова). Действительно, старые, метаморфизированные вулканические почвы содержат в верхних горизонтах до 20% гумуса, как и черноземы, поскольку мелкодисперсное вулканическое стекло хорошо связывает разлагающуюся органику. Но органика эта не содержится в пепле исходно, а постепенно приобретается, попадает в профиль вулканической почвы из внешних источников, когда он выпадает на землю и вовлекается в круговорот веществ. Кроме того, вулканические почвы очень рыхлые, их структура неустойчивая, и при сельскохозяйственном использовании они быстро теряют плодородность. Касательно непосредственно вулканического пепла стоит сказать, что он, как и любой потенциально плодородный почвенный материал (в том числе, и чернозем), быстро теряет свои свойства, будучи исключенным из круговорота органики.

boris kolomin
23.07.2023
Очень плохо и непонятно написано Всё гораздо проще. В тропиках и в лесах выпадает слишком много дождей. Так называемый коэффициент увлажнения больше 1. Питательные вещества тупо вымываются в нижние горизонты почвы. Образуются подзолистые (в лесах) или красные (в тропиках) почвы. В черноземье все питательныетвещества остаются в почве, никуда не вымываясь, где с помощью травы закрепляются. Трава перегнивает, превращаясь в гумус, ту самую черную часть почвы
Mario Avila
23.07.2023
Вулканический пепел изначально содержит все микроэлементы столь необходимые для растений, если не всю периодическую таблицу. Одна из теорий обьясняющей причины создания и перемещения гигантских скульптур острова Пасхи это вера аборигенов что камень именно из кратера потухшего вулкана содержит в себе жизненную силу необходимую для хорошего урожая. Другая теория обьясняет возникновение пояса чернозёма тем что ледники во время максимума последнего оледенения как циклопические бульдозеры собрали перед собой все верхние слои почвы территорий с севера Европы
    Serjo
    23.07.2023
    Их три почвы самые плодородные. 1 Вулканические но за 15-20 лет без подпитки, становятся гораздо менее плодородными 2. Пойменные где каждый год заливает и остаётся 1_2 мм ила. Египет, Индия, Китай все великие цивилизации выросли на этих почвах. 3.Черноземы на лессах, карбонатная основа, 1 метр гумусового горизонта, травянистая растительность и рН от 6 до 8
23.07.2023
Немного не так. Чернозем образуется на карбонатной материнской горной породе. Лессы, карбонаты и др ион Ca +2 или Mg +2 (двухвалентный катион ) должен находиться в ППК(почвенном поглощающем комплексе) при соединении с гуминовыми веществами почвы об склеивает её образуется очень хорошая структура рассыпчатая почва (орехоподобная), далее травянистая растительность причём 80-90% приходиться на корни ( травы при разложение выделяют гуминовые кислоты (чёрная органическая часть почвы чернозем, каштановая почвп, древесный опад - фульвокислоты которые очень подвижные). Ну и самое главное коэффициент увлажнения меньше 1 в районе 0.6-0.8. Это отношение выпавших осадков к тому что может испариться. Вот эти условия если соблюсти то получается чернозем. https://studme.org/294342/ekologiya/genezis_stroenie_chernozemov
Grigory Makeev
23.07.2023
Уточните, пожалуйста! Я правильно понял, что есть два процесса: 1) увеличение биомассы в почве благодаря росту (и затем смерти) растений 2) уменьшение биомассы в почве из-за её потребления живыми существами? И накопление чернозема определяется балансом этих двух процессов, который зависит от температуры и влажности? А как сюда вписывается деятельность тех организмов, которые отвечают за гниение умершей живой массы? Что вообще такое - чернозем и как он образуется? Маленький конкретный вопрос: мне повезло быть в Омане в те единственные пару дней в году, когда там идет ливень. Почему там на песке ничего не растет даже после ливня?
    Mario