Подключичная мышца помогла зайцам «дрифтить»

Российские ученые показали, что уникальная анатомия подключичной мышцы позволяет зайцам успешно отрываться от хищников при погоне. Результаты работы опубликованы в журнале Mammalian Biology.

Зайцы (Lepus) — род млекопитающих, которые распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды и Австралии. К отличительным чертам этих животных относят длинные задние лапы и уши. Также известно, что зайцы обладают недоразвитыми ключицами и гиперразвитой подключичной мышцей. При этом в естественных условиях они могут развивать скорость около 70 километров в час.

До сих пор функция гиперразвитой подключичной мышцы зайцев оставалась неясной. Изучение анатомии представителей рода осложнялось в том числе технологическими ограничениями существующих методов. В новой работе ученые из Московского государственного университета (МГУ) и Российской академии наук (РАН) изучили движения зайцев, используя их уши в качестве акселерометра.

Авторы предположили, что подключичная мышца позволяет зайцам совершать резкие развороты. Чтобы проверить гипотезу, они снимали погоню хортых и русских псовых борзых за 18 зайцами-русаками (Lepus europaeus). Съемка велась двумя камерами: высокой четкости (размер кадра 1920x1080 пикселей) и высокоскоростной (300 кадров в секунду). Наблюдения проводились в 2011 году в Волгоградской области.

Момент разворота (интервал между кадрами — 0,02 секунды) / ©A.N. Kuznetsov et al., Mammalian Biology, 2017

Всего ученые зафиксировали семь резких разворотов взрослых особей. Покадровый анализ положения ушей и хвоста помог им определить направление толчка от поверхности и оценить угол разворотов. Результаты показали, что подключичная мышца позволяет зайцам разворачиваться на 60 градусов на скорости 36 километров в час. Радиус таких разворотов составлял около 7,3 метра.

По словам исследователей, эта особенность повышает шансы зайцев на избегание хищников, которые двигаются быстрее: при каждом развороте зайца последние вынуждены сопротивляться инерции и вновь сокращать расстояние. Авторы также отмечают, что, в отличие от традиционных методов, анализ «природных» акселерометров сделал их работу безопаснее для животных и дешевле.

Аватар пользователя Михаил Лещ
С упорством достойного лучшего применения, в данной...
Аватар пользователя Netbook
Однако у Израиля нет F-22, у них есть F-16 и F-35.
Аватар пользователя Ilia Aksenov