Павианам оказались подвластны человеческие гласные — Naked Science

Павианам оказались подвластны человеческие гласные

Международная группа ученых обнаружила, что гвинейские павианы (Papio papio) способны произносить пять гласных звуков, характерных для человеческой речи. Результаты работы опубликованы в журнале PLoS One.

male_guinea_baboon_in_nuremberg_zoo

Эволюция человеческой речи представляет давний интерес для ученых. Несмотря на разнообразие языков, их фонемы можно редуцировать до ряда относительно универсальных звуков, в частности триады i — a — u. Причем наиболее распространенная теория эволюции основана на том, что приматы не способны воспроизводить такие фонемы, в том числе из-за высокого положения гортани.

Между тем ранее ученые показали, что развитие речи в большей степени связано с дефицитарными нейронными механизмами, которые не позволяют другим животным использовать язык человека, чем с различиями голосового аппарата. В новой работе специалисты из Национального центра научных исследований Франции и других учреждений проверили способность обезьян к воспроизведению фонем.

Для этого авторы записали в лабораторных условиях 1335 спонтанных вокализаций 15 гвинейских павианов. Затем с помощью программного обеспечения звуки, похожие на гласные, анализировались на предмет ключевых резонансных частот (формант) — F1 и F2. Каждая форманта ассоциировалась с определенным положением языка во рту животного и позволяла идентифицировать фонемы.

Дизайн эксперимента. / © Louis-Jean Boë et al., PLoS One, 2017

Анализ показал, что павианы могут воспроизводить минимум пять гласных звуков: [ɨ] (соответствует -e- в английском слове roses); [u] (соответствует -oo- в английском goose); [ɔ] (соответствует -a- в слове dawn); [æ] (соответствует -a- в слове pad); и [ɑ] (соответствует -a- в слове father). При этом значение звуков было связано с полом: так, [ɔ] использовали только самки для призыва к совокуплению.

Движения языка рта при воспроизведении указанных звуков были сопоставимы с человеческими. Например, при звуке [ɨ] павианы приподнимали область основания языка без скругления губ — в международном фонетическом алфавите (МФА) он также определяется как закрытый. В свою очередь, звук [u] сопровождался подъемом спинки языка, а [ɑ] — области нитевидных сосочков.

По мнению авторов, полученные данные подтверждают гипотезу «нейронного» происхождения человеческой речи и вновь ставят под сомнение идею о том, что животные не способны воспроизводить ее из-за строения голосового аппарата. В частности, исследование показало, что диапазон доступных гласных мало зависит от положения гортани, и у обезьян он может быть идентичен человеческому.