Какие профессии востребованы сегодня?
12.01.2017
Редакция Naked Science

Павианам оказались подвластны человеческие гласные

Международная группа ученых обнаружила, что гвинейские павианы (Papio papio) способны произносить пять гласных звуков, характерных для человеческой речи. Результаты работы опубликованы в журнале PLoS One.

male_guinea_baboon_in_nuremberg_zoo

Эволюция человеческой речи представляет давний интерес для ученых. Несмотря на разнообразие языков, их фонемы можно редуцировать до ряда относительно универсальных звуков, в частности триады i — a — u. Причем наиболее распространенная теория эволюции основана на том, что приматы не способны воспроизводить такие фонемы, в том числе из-за высокого положения гортани.

Между тем ранее ученые показали, что развитие речи в большей степени связано с дефицитарными нейронными механизмами, которые не позволяют другим животным использовать язык человека, чем с различиями голосового аппарата. В новой работе специалисты из Национального центра научных исследований Франции и других учреждений проверили способность обезьян к воспроизведению фонем.

Для этого авторы записали в лабораторных условиях 1335 спонтанных вокализаций 15 гвинейских павианов. Затем с помощью программного обеспечения звуки, похожие на гласные, анализировались на предмет ключевых резонансных частот (формант) — F1 и F2. Каждая форманта ассоциировалась с определенным положением языка во рту животного и позволяла идентифицировать фонемы.

Дизайн эксперимента. / © Louis-Jean Boë et al., PLoS One, 2017

Анализ показал, что павианы могут воспроизводить минимум пять гласных звуков: [ɨ] (соответствует -e- в английском слове roses); [u] (соответствует -oo- в английском goose); [ɔ] (соответствует -a- в слове dawn); [æ] (соответствует -a- в слове pad); и [ɑ] (соответствует -a- в слове father). При этом значение звуков было связано с полом: так, [ɔ] использовали только самки для призыва к совокуплению.

Движения языка рта при воспроизведении указанных звуков были сопоставимы с человеческими. Например, при звуке [ɨ] павианы приподнимали область основания языка без скругления губ — в международном фонетическом алфавите (МФА) он также определяется как закрытый. В свою очередь, звук [u] сопровождался подъемом спинки языка, а [ɑ] — области нитевидных сосочков.

По мнению авторов, полученные данные подтверждают гипотезу «нейронного» происхождения человеческой речи и вновь ставят под сомнение идею о том, что животные не способны воспроизводить ее из-за строения голосового аппарата. В частности, исследование показало, что диапазон доступных гласных мало зависит от положения гортани, и у обезьян он может быть идентичен человеческому.