Онлайн-игра помогла объяснить выгоду дихроматизма — Naked Science
13.04.2017, 10:56
8 минут
Naked Science
3

Онлайн-игра помогла объяснить выгоду дихроматизма

Сотрудники Эксетерского и Кембриджского университетов провели крупномасштабный эксперимент в игровой форме и обнаружили, что дихроматизм хищников повышает эффективность маскировки добычи.

cosmetornisvexillariuswolf

Хорошо известно, что различия визуальных систем наблюдаются не только между таксонами, но и в пределах одного вида. Причины такого разнообразия изучены недостаточно — предполагается, что оно может быть результатом селекции в рамках выполнения специфических задач, в том числе обнаружения сексуальных сигналов и маскировки. Одним из основных критериев оценки зрения животных является способность воспринимать цвет. Человек по этому показателю относится к трихроматам: в норме наш глаз содержит три типа рецепторов опсионов, чувствительных к длинным волнам (LWS), или красному цвету, средним волнам (MWS), или зеленому цвету, и коротким волнам (SWS), или синему цвету. У дихроматов, к которым относят большинство животных, LWS или MWS отсутствуют, что делает их нечувствительными к диапазону красно-зеленых цветов.

 

 

Варианты обработки фотографий / ©Jolyon Troscianko et al., Behavioural Ecology, 2017

 

В первой игре пользователям показывали снимки птиц из семейства козодоевых (Caprimulgidae), которые были сделаны в Замбии и Южной Африке в моменты гнездовья с расстояния пяти метров при солнечном свете. Изображения (разрешением 1500×1500 пикселей) были обработаны таким образом, чтобы создать иллюзию дихроматии: сине-желтая гамма достигалась путем объединения красного и зеленого цветовых каналов. Во второй игре участники рассматривали фотографии кладок яиц ржанковых (Charadriidae) и тиркушковых (Glareolidae). Цель игры определялась самостоятельно, в частности перед началом испытуемые выбирали своего персонажа — «мангуст» (для поиска гнездящихся птиц), «генета» (для поиска яиц) или «обезьяна» (трехцветные изображения).

 

В течение 30 секунд игрок должен был найти цель на снимке и нажать на нее курсором. Погрешность при измерении времени реакции составила 0,001 долю секунды. Всего в выборку вошли 11457 игровых сессий, в ходе которых участники успешно обнаружили птиц в 135 968 случаях и кладки — в 22 810 случаях. Анализ показал, что трихроматы быстрее, чем дихроматы находили птиц и кладки: риск демаскировки повышался в этих случаях на 23 и 36 процентных пунктов соответственно. В частности, поиск цели занимал у «генет» и «мангустов» больше времени, если уровень распределения яркости на снимках повышался, а сам объект был небольшим. Вместе с тем дихроматы легче распознавали яйца на темном фоне и были менее подвержены фоновому освещению.

 

Связь между временем реакции и четырьмя переменными: уникальностью стимулов (a), распределением яркости (b), размером птиц (c) и фоновым освещением (c) в первой игре / ©Jolyon Troscianko et al., Behavioural Ecology, 2017

 

По мнению исследователей, полученные данные указывают на то, что дихроматизм хищников помогает некоторым животным снизить риск нападения. Подчеркивается однако, что показатель распределения яркости на разных фотографиях нередко различался, и участники могли использовать специфические стратегии поиска, которые не рассматривались на этапе обработки данных. Обнаружение яиц при этом оказалось в целом сложнее, поскольку стимулы отличались по размеру, форме и контурам, что ограничивало возможности для формирования поискового шаблона.

 

Статья опубликована в журнале Behavioural Ecology.

 

В последние годы ученые нередко используют эксперименты в игровой форме для исследований на крупных выборках. Ранее с помощью онлайн-игры лингвистам удалось выяснить, почему люди склонны ошибаться при восприятии иностранных языков на слух.

Вчера, 09:04
4 минуты
Сергей Васильев

Грузинский ученый предположил существование крошечных, способных к самокопированию зондов, с помощью которых высокоразвитая цивилизация могла бы исследовать и осваивать Галактику.

Вчера, 12:55
9 минут
ФизТех

Международная команда ученых оценила сколько людей в мире болеют и умирают от рака, каково число лет жизни прожитых больными с онкологией или потерянных вследствие преждевременной смерти, какие из видов рака наиболее распространены, а какие уносят наибольшее число жизней, и насколько рак сопоставим с другими болезнями.

Вчера, 22:39
5 минут
Мария Назарова

Простая анимация доказывает, что сверхсветовые корабли оказались бы бесполезными в реальности.

Вчера, 09:04
4 минуты
Сергей Васильев

Грузинский ученый предположил существование крошечных, способных к самокопированию зондов, с помощью которых высокоразвитая цивилизация могла бы исследовать и осваивать Галактику.

Вчера, 12:55
9 минут
ФизТех

Международная команда ученых оценила сколько людей в мире болеют и умирают от рака, каково число лет жизни прожитых больными с онкологией или потерянных вследствие преждевременной смерти, какие из видов рака наиболее распространены, а какие уносят наибольшее число жизней, и насколько рак сопоставим с другими болезнями.

9 октября
5 минут
Илья Ведмеденко

Ракета получила название ракете : в качестве носителя для нее рассматривают фронтовой бомбардировщик Су-24М, истребитель Су-27 и другие крылатые машины.

Вчера, 09:04
4 минуты
Сергей Васильев

Грузинский ученый предположил существование крошечных, способных к самокопированию зондов, с помощью которых высокоразвитая цивилизация могла бы исследовать и осваивать Галактику.

30 сентября
4 минуты
Мария Назарова

Это первый из семи кораблей-«невидимок» нового типа, предназначенных для ВМС Индии.

17 сентября
4 минуты
Никита Шевцов

Оказалось, что причиной вспышки на газовом гиганте стал астероид, состоящий из железной руды.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.