Обнаружена древнейшая стоянка человека в Австралии — Naked Science

Обнаружена древнейшая стоянка человека в Австралии

Международная группа археологов обнаружила на северо-западе Австралии наиболее раннюю стоянку древних людей на континенте.

По современным представлениям, до конца последней ледниковой эпохи (около 9700–9600 годов до нашей эры) современные Новая Гвинея и Австралия были объединены сухопутным мостом, формируя суперматерик Сахул (Большая Австралия, или Меганезия). В последние годы датировка первого заселения Сахула, раскопки на территории которого ведутся с 1960-х годов, стабильно «сдвигается». В 2002 году профессор Ливерпульского университета Ричард Гиллеспи (Richard Gillespie) сообщил о наиболее древних следах человеческого присутствия на континенте. На основании радиоуглеродного анализа он пришел к выводу, что возраст стоянки (в частности, древесного угля), найденной в пещере Логово дьявола (Devil’s Lair), составляет 48 тысяч лет.

В новой статье сотрудники Университета Западной Австралии, Университета штата Калифорния и других учреждений описали результаты работы, объектом исследования которой выступили останки в пещере Буди (Boodie) на субтропическом острове Барроу в районе Западной Австралии. Посредством радиоуглеродного анализа авторы изучили обнаруженные на участке каменные орудия, кости животных и древесный уголь. Датировка показала, что возраст рассмотренных образцов угля составляет порядка 50 тысяч лет. Таким образом, продукт, по всей видимости, находился в пещере со времен Сахула. Помимо самого древнего слоя авторы также нашли в пещере следы присутствия человека, восходящие к пятому тысячелетию до нашей эры.

Местоположение и план пещеры Буди / ©Peter Veth et al., Quarternary Science Review, 2017

По мнению исследователей, в период с 48 тысячелетия до нашей эры по 28 тысячелетие до нашей эры пещера Буди, вероятно, могла выполнять функцию охотничьего перевалочного пункта от мест прибрежного собирательства и рыбалки к населенным пунктам в пустынной части суперматерика. При условии, что гипотеза верна, находки на этом участке относятся не только к наиболее древним свидетельствам освоения побережья вне Африки, но и к самым ранним свидетельствам прибрежной адаптации в пустынной местности в целом. Дополнительно ученые воссоздали белковый компонент рациона первых австралийцев: предполагается, что он включал в себя до 40 видов морских животных — ежей, черепах, крабов, моллюсков.

Примечательно, что полученные данные согласуются с картой расселения первых поселенцев Австралии, опубликованной в марте 2017 года. На основании секвенирования митохондриальной ДНК (мтДНК) из образцов волос жителей континента группа ученых из Австралии и Германии пришла к выводу, что распределение древних людей по различным частям материка произошло порядка 50 тысяч лет назад. Между тем предыдущее исследование (в нем использовалась ядерная ДНК аборигенов Папуа – Новой Гвинеи и Австралии) показало, что процесс произошел значительно позже — 10–32 тысячи лет назад. Однако эти выводы не соответствовали абсолютным датам радиоуглеродного анализа в южной части Австралии.

Подробности работы представлены в журнале Quarternary Science Review.

Ранее археологи нашли в Австралии древнейший из известных каменный топор. Находка привела авторов к выводу, что первые австралийцы могли технически превосходить многих соседей.

Военно-воздушные силы США представили очередное видение того, каким может быть перспективный истребитель шестого поколения, создаваемый по программе Next Generation Air Dominance.