Моделирование опровергло гипотезу о появлении колец Сатурна — Naked Science
29.05.2017

Моделирование опровергло гипотезу о появлении колец Сатурна

Компьютерное моделирование показало, что столкновение древних спутников вряд ли могло создать грандиозные кольца Сатурна.

saturn

Свои кольца имеются у всех планет-гигантов Солнечной системы, но у Сатурна они особенно грандиозны. Вместе с тем происхождение системы колец Сатурна остается загадкой. Согласно одной из современных теорий, они образовались в ходе последовательных столкновений протоспутников планеты. При этом часть материала (в основном более тяжелого) падала на Сатурн, часть образовывала следующее поколение спутников, а часть (в основном сравнительно легкий лед) накапливалась на орбите в составе колец – на этой высоте приливные силы не позволяют мелким обломкам сложиться в более крупные тела.

«К сожалению, этот сценарий исследовался до сих пор лишь в упрощенном варианте», – пишут Риюки Хиодо (Ryuki Hyodo) и Себастьен Шарно (Sébastien Charnoz) в статье, опубликованной на сервисе препринтов ArXiv. В ней ученые из Японии и Франции описывают результаты собственного моделирования этого процесса – результаты, не совсем согласующиеся с описанным сценарием.

Если после столкновения протоспутников оставалось некоторое количество крупных фрагментов, то в их модели все заканчивалось быстрым образованием одного нового спутника, так что материал не успевал мигрировать ближе к Юпитеру и сформировать кольца. Но если и крупных фрагментов не оставалось, то модель приводила к образованию двух или более спутников в течение очень короткого времени. Затем они снова сталкивались – и все повторялось снова: «Процесс идет так эффективно, что таким образом может сформироваться 20 или 30 поколений лун», – говорит Себастьен Шарно. Похоже, вопрос о происхождении колец Сатурна нуждается в новых гипотезах.

29 июля, в 09:00 (мск), должен состояться запуск ракеты Electron c полезной нагрузкой для Космических сил США. Трансляцию вы сможете посмотреть на нашем сайте.