Микробиологи научились убивать стафилококк солью

Микробиологи научились убивать стафилококк солью

Микробиологи из Имперского колледжа Лондона нашли способ нарушить водно-солевой обмен в клетках метициллин-резистентного золотистого стафилококка (MRSA) и тем самым провоцировать их разрушение. Об этом сообщается в Science Signaling.

staphylococcus_aureus_visa_2

MRSA — золотистый стафилококк (Staphylococcus aureus), вызывающий сложно излечимые заболевания у людей, например, пневмонии и сепсис. В отличие от других групп бактерий S. aureus MRSA устойчив к антибиотикам пенициллинового ряда. Эти препараты предназначены для лечения инфекций, вызываемых грам-положительными бактериями, в частности синтезирующими фермент бета-лактамазу. Как и остальные группы S. aureus, MRSA является источником пищевых отравлений, при этом невосприимчив к термообработке и обработке продуктов солью.

В новом исследовании ученые проанализировали механизм водно-солевого обмена MRSA-клеток. Результаты показали, что ключевым звеном механизма является сигнальная молекула c-di-AMP, которая при помещении клеток в среду с высоким содержанием соли провоцирует транспортные белки на их охрану. Белки во избежание обезвоживания клеток доставляют в них молекулы, выполняющие роль губки, и те удерживают воду внутри мембраны. Таким образом молекулы предотвращают избыточное поступление соли в клетки.

Исследователи усилили сигнал, адресованный транспортным белкам, что привело к сокращению «молекул-губок». После блокирования защитного механизма MRSA-клетки оказались более чувствительны к воздействию соли и, как следствие, уязвимы.

«Многие способы хранения пищевых продуктов подразумевают применение соли. Но существуют бактерии, способные выживать в подобных условиях, к ним относится золотистый стафилококк. Если нам удастся разработать лечение на основе ингибирования сигнальных молекул, эффективность соли распространилась бы на такие бактерии», — сообщил соавтор работы Кристофер Шустер. Он добавил, что в настоящее время исследование находится на ранней стадии. Команда намерена прояснить роль найденной и других молекул в водно-солевом обмене MRSA.