06.04.2017
Редакция Naked Science

Межконтинентальный телескоп EHT готовится к наблюдению за сверхмассивными черными дырами

Радиотелескопы ALMA присоединились к проекту Event Horizon Telescope для наблюдения за сверхмассивной черной дырой в центре нашей Галактики.

alma

Радиоинтерферометрия с использованием нескольких разнесенных в пространстве антенн позволяет астрономам проводить наблюдения космоса с высоким разрешением. Его величина непосредственно связана с расстоянием между антеннами и максимума достигает в радиоинтерферометрах со сверхдлинными базами, которые используют приемники, находящиеся на разных континентах (а в случае проекта «Радиоастрон» – даже на околоземной орбите).

В Европе, Северной и Южной Америке, а также в Антарктике работают радиотелескопы – участники глобальной сети Event Horizon Telescope (EHT), целью которой станет источник Sgr A* –сверхмассивная черная дыра в центре Млечного Пути. Недавно к проекту присоединилась работающая в Чили обсерватория ALMA. Сообщается, что благодаря этому разрешающая способность интерферометра EHT выросла на порядок и достигла такого уровня, который «позволил бы сосчитать стежки на бейсбольном мяче с расстояния в 8000 миль».

Для этого массив из 61 антенны ALMA был модернизирован, получив дополнительные программы управления и механизмы, обеспечивающие сверхточную синхронизацию их работы, сбора и записи полученных данных. Уже в этом месяце ожидаются первые наблюдения за Sgr A* и такой же черной дырой в соседней галактике M87. Впрочем, объемы информации, которые при этом будут собраны, окажутся так велики, что потребуют многих месяцев обработки. Поэтому результатов уникальной попытки заглянуть в сердце нашей Галактики придется подождать до 2018 года.