Хоботок бабочек появился раньше цветковых растений

Палеонтологи исследовали останки чешуекрылых возрастом 200 млн лет – уже тогда, задолго до появления покрытосеменных растений, у насекомых имелся длинный хоботок, помогавший им питаться.

Среди загадок из серии «что было раньше, курица или яйцо» есть одна довольно любопытная. Хоботок бабочек, столь замечательно подходящий для того, чтобы добыть нектар из цветка, и сами цветки, адаптировавшиеся для такого способа приманивать опылителей. Что было раньше? Похоже, теперь мы знаем ответ.

Бас Ван Де Шутбрюгге (Bas van de Schootbrugge) из Утрехтского университета и его коллеги исследовали древние образцы, найденные на севере Германии, обнаружив среди них узнаваемые останки чешуекрылых насекомых, некоторые – с фрагментами крыльев. Находившиеся тут же останки древних водорослей и пыльцы позволили датировать находку возрастом 200 млн лет. Об этом ученые рассказывают в статье, опубликованной журналом Science Advances.

Авторы отмечают, что крылья, тела и ноги этих древних насекомых уже были покрыты плотными хитиновыми чешуйками, как у некоторых современных молей, которые имеют достаточно мощные челюсти и способны питаться довольно твердой пищей, дающей материал для таких чешуек. Другие же останки отличались более тонкой структурой чешуек, характерной для современных хоботковых бабочек.

Эти выводы довольно неожиданны с учетом того, что цветковые растения начали завоевывать планету намного позже, между 140 и 160 млн лет назад. Получается, что хоботок у чешуекрылых появился задолго до этого времени – и, видимо, для другой цели. Ученые предполагают, что он помогал им выживать в засушливом климате той эпохи, когда на планете разворачивалось массовое триасовое вымирание. Хоботок позволил потреблять секрет некоторых голосеменных растений – и лишь затем оказался замечательным инструментом для питания нектаром цветковых.