Хоботок бабочек появился раньше цветковых растений
11.01.2018

Хоботок бабочек появился раньше цветковых растений

Палеонтологи исследовали останки чешуекрылых возрастом 200 млн лет – уже тогда, задолго до появления покрытосеменных растений, у насекомых имелся длинный хоботок, помогавший им питаться.

cairns_birdwing_closeup_-_melbourne_zoo

Среди загадок из серии «что было раньше, курица или яйцо» есть одна довольно любопытная. Хоботок бабочек, столь замечательно подходящий для того, чтобы добыть нектар из цветка, и сами цветки, адаптировавшиеся для такого способа приманивать опылителей. Что было раньше? Похоже, теперь мы знаем ответ.

Бас Ван Де Шутбрюгге (Bas van de Schootbrugge) из Утрехтского университета и его коллеги исследовали древние образцы, найденные на севере Германии, обнаружив среди них узнаваемые останки чешуекрылых насекомых, некоторые – с фрагментами крыльев. Находившиеся тут же останки древних водорослей и пыльцы позволили датировать находку возрастом 200 млн лет. Об этом ученые рассказывают в статье, опубликованной журналом Science Advances.

Авторы отмечают, что крылья, тела и ноги этих древних насекомых уже были покрыты плотными хитиновыми чешуйками, как у некоторых современных молей, которые имеют достаточно мощные челюсти и способны питаться довольно твердой пищей, дающей материал для таких чешуек. Другие же останки отличались более тонкой структурой чешуек, характерной для современных хоботковых бабочек.

Эти выводы довольно неожиданны с учетом того, что цветковые растения начали завоевывать планету намного позже, между 140 и 160 млн лет назад. Получается, что хоботок у чешуекрылых появился задолго до этого времени – и, видимо, для другой цели. Ученые предполагают, что он помогал им выживать в засушливом климате той эпохи, когда на планете разворачивалось массовое триасовое вымирание. Хоботок позволил потреблять секрет некоторых голосеменных растений – и лишь затем оказался замечательным инструментом для питания нектаром цветковых.