Фамилии рассказали об «устойчивости» элиты
21.11.2014

Фамилии рассказали об «устойчивости» элиты

Исследователи выяснили, что социальный статус может передаваться по наследству. Нынешняя британская элита носит фамилии знатных средневековых родов.

Исследователи Лондонской школы экономики и Калифорнийского университета в Дэвисе проанализировали фамилии людей, поступивших в Оксфорд и Кембридж с 1170 по 2012 год. Ученые также проследили завещательные акты, в которых, кроме прочего, назывался размер состояния покойника.

Как оказалось, социальный статус переходит от поколения к поколению, и это происходит на протяжении столетий. Анализ также показал, что социальная мобильность в британском обществе XXI века не сильно отличается от аналогичных показателей XVI столетия.

Старая британская элита смогла не просто сохранить свой формальный статус, но также еще и сберечь реальное влияние. А ведь за последние три века в стране произошла промышленная революция, было введено обязательное школьное образование и закреплены расширенные нормы демократии и права. Все это могло перевернуть общество с «ног на голову», но, судя по всему, так и не перевернуло.

Говоря о причинах явления, ученые делают акцент на семейных традициях, а также генетическом факторе. Британия, как известно – страна традиций. Но исследователи утверждают, что метод определения социальной мобильности с помощью анализа фамилий подходит для любого государства.

Социальной мобильностью называют возможность поменять социальный слой. Это понятие пересекается с такими терминами как «социальный лифт» или «карьера». По мнению известного социолога Питирима Сорокина, степень вертикальной мобильности (возможности продвижения по карьерной лестнице) в XX веке в Англии составлял 5%, в то время как в США этот показатель был равен 48%.

С результатами исследования можно детально ознакомиться в журнале Human Nature, а короткий обзор доступен в издании The Independent.