Фамилии рассказали об «устойчивости» элиты

Ученые пришли к выводу, что социальный статус передается из поколения к поколению на протяжении столетий. Даже сейчас потомки знатных средневековых родов зачастую входят в британскую элиту.

21 нояб 2014 Илья Ведмеденко Комментариев: 0

Фамилии рассказали об «устойчивости» элиты

Исследователи Лондонской школы экономики и Калифорнийского университета в Дэвисе проанализировали фамилии людей, поступивших в Оксфорд и Кембридж с 1170 по 2012 год. Ученые также проследили завещательные акты, в которых, кроме прочего, назывался размер состояния покойника.

Как оказалось, социальный статус переходит от поколения к поколению, и это происходит на протяжении столетий. Анализ также показал, что социальная мобильность в британском обществе XXI века не сильно отличается от аналогичных показателей XVI столетия.

Старая британская элита смогла не просто сохранить свой формальный статус, но также еще и сберечь реальное влияние. А ведь за последние три века в стране произошла промышленная революция, было введено обязательное школьное образование и закреплены расширенные нормы демократии и права. Все это могло перевернуть общество с «ног на голову», но, судя по всему, так и не перевернуло.

Говоря о причинах явления, ученые делают акцент на семейных традициях, а также генетическом факторе. Британия, как известно – страна традиций. Но исследователи утверждают, что метод определения социальной мобильности с помощью анализа фамилий подходит для любого государства.

Социальной мобильностью называют возможность поменять социальный слой. Это понятие пересекается с такими терминами как «социальный лифт» или «карьера». По мнению известного социолога Питирима Сорокина, степень вертикальной мобильности (возможности продвижения по карьерной лестнице) в XX веке в Англии составлял 5%, в то время как в США этот показатель был равен 48%.

С результатами исследования можно детально ознакомиться в журнале Human Nature, а короткий обзор доступен в издании The Independent.