23.04.2015
Редакция Naked Science

Древние предки людей обладали щупальцами

Предки хордовых животных, к которым относится человек, обладали щупальцами, заявили по результатам исследований биологи Московского государственного университета.

20150422_11

Как сообщили в пресс-службе МГУ, существуют две версии происхождения билатерально-симметричных животных – очень далеких предков человека. Первая, так называемая «западническая», полагает, что Bilateria произошли от нецеломических червей, не имеющих полости тела. Они не имели каких-либо придатков, а нервная система этих существ была простой.

Российская же зоологическая школа настаивает, что общий предок билатерально-симметричных животных был целомическим существом с придатками для передвижения и сбора пищи и сложноорганизованной нервной системой.

В ходе изучения представителя беззамковых брахиопод Lingula anatina у ученых МГУ появились новые доказательства в пользу теории «сложного» предка.

«В одном из стволов билатерально-симметричных животных Bilateria – Lophotrochozoa, который включает наибольшее разнообразие типов живых организмов, – выделяется группа лофофорных животных. Лофофор – особая часть тела, которая несет щупальца. Лофофор есть у представителей трех типов животного царства: форонид, брахиопод и мшанок. Именно особое строение лофофора позволяло исследователям объединять эти три типа в единую группу – Lophophorata. Однако многочисленные данные молекулярной филогенетики свидетельствуют о том, что единой группы лофофорных животных не существует», – пояснила доктор биологических наук Елена Темерева.

Доказать обратное – существование группы лофофорных животных и их предка со щупальцем – ученые смогли благодаря ряду исследований, включавших 3D-реконструкцию. «Щупальца есть в двух главных стволах билатерально-симметричных животных. Логично предположить, что были они и у общего предка», – резюмировали сотрудники вуза.