Британские ученые разрабатывают синтетическую вакцину в форме таблетки — Naked Science
16.03.2018
Редакция Naked Science

Британские ученые разрабатывают синтетическую вакцину в форме таблетки

Синтетические препараты на основе D-аминокислот обещают появление вакцин, которые можно принимать перорально, в виде таблеток.

pills0

Вакцинация давно доказала свою эффективность и безопасность. Современные вакцины становятся все более надежными и безвредными для организма. Однако сама процедура укола не менялась уже более сотни лет и остается по-прежнему неприятной и болезненной. Получение вакцин в таблетированной форме стало бы большим прорывом, облегчило массовую вакцинацию, да и просто хранение и транспортировку препаратов.

Над этой задачей работает команда профессора Кардиффского университета Эндрю Сивелла (Andrew Sewell), статью которых публикует The Journal of Clinical Investigation. В ней ученые описывают новую оригинальную технологию получения синтетических вакцин. Вспомним, что обычно такой препарат содержит «обезвреженные» вирусные частицы или их фрагменты, вызывающие иммунный ответ и выработку антител. Именно поэтому оральная форма, как правило, невозможна: эти частицы перевариваются.

Но вот синтетическая вакцина включает искусственно полученные пептиды, аналогичные вирусным, но сложенные не из природных L-аминокислот, а из их зеркальных отражений, D-аминокислот. Исследования, проведенные Сивеллом и его коллегами, показали, что они также способны вызывать иммунный ответ, но при этом выдерживают и путешествие по желудочно-кишечному тракту. «Правосторонние» белки не перевариваются и лишь понемногу могут перерабатываться клетками почек, выводясь из организма.

К сожалению, пока что ученым удалось продемонстрировать лишь работоспособность своей необычной концепции в лабораторных экспериментах с культурами клеток. Предстоят еще годы исследований, прежде чем мы получим вакцины совершенно нового типа – синтетические, в виде таблеток.