Люди приобретают способность распознавать собачьи эмоции с возрастом — Naked Science
София Жаботинская

Люди приобретают способность распознавать собачьи эмоции с возрастом

Дети хуже «читают» эмоции собак, чем взрослые, а сама способность к такому пониманию обусловлена в большей степени культурной средой, чем контактами с животными.

Удивление или тревога? Одна из фотографий, использованных в эксперименте
Удивление или тревога? Одна из фотографий, использованных в эксперименте / © Juliane Brauer

Человек и собаки сосуществуют уже более 40 тысяч лет. Согласно гипотезе совместного одомашнивания, за столь долгий срок оба вида выработали особые эмоциональные сигналы и когнитивные навыки, способствующие взаимопониманию. Ученые уже выяснили, что собаки постепенно обрели способность распознавать эмоции людей по элементам речи, тону голоса, жестам и мимике. Однако тому, насколько хорошо человек научился понимать псов, уделялось гораздо меньше внимания.

Ученые из Общества научных исследований имени Макса Планка попытались выяснить, насколько человек способен распознавать эмоции своих «лучших друзей» и откуда вообще берется такая способность. Для этого исследователи собрали фотографии различных эмоциональных мимических проявлений собак, человека и шимпанзе, а затем показали их людям. В эксперименте принимали участие 166 человек, 89 взрослых и 77 детей: их распределили на отдельные группы по возрасту, отношению к собакам и наличию этих животных в семье (на момент исследования или ранее). Статья о результатах работы опубликована в журнале Scientific Reports.

Испытуемые должны были определить эмоции человека или зверя, а также контекст, в котором были сделаны фото (например, в процессе игры или перед атакой на другое существо). Результаты исследования показали, что, хотя способности к распознаванию некоторых эмоциональных проявлений зверей являются врожденными, умение достоверно определять эмоции собак приходит с возрастом и опытом.

Среди взрослых испытуемых наилучшие способности к распознаванию собачьих эмоций демонстрировали те участники исследования, которые выросли в окружении с позитивным отношением к собакам — даже если у них в семье никогда не было пса. Эти результаты показывают, что на понимание собачьих эмоций влияет не столько опыт непосредственных контактов с животными, сколько культурная среда, в которой развивается человек.

Независимо от опыта контактов с собаками и наличия питомцев в семье, все респонденты достоверно определяли гнев и счастье. Это может быть врожденной способностью, но вполне возможно, что люди быстро учатся «читать» именно эти эмоциональные проявления даже при ограниченном контакте с животными. Дети очень плохо распознавали эмоции собак, кроме двух, упомянутых выше: они также лучше определяли гнев и счастье у собак, нежели у шимпанзе, но в остальном одинаково слабо чувствовали состояния обоих видов животных.

«Было бы полезно в будущем провести исследования, чтобы определить, какие именно культурные аспекты влияют на способность человека читать эмоции собаки, — говорит ведущий автор исследования Джулиана Бройер. — Таким образом, мы могли бы лучше понять межкультурные различия в распознавании эмоций».

Ранее ученые из Линчепингского университета в Швеции выяснили, что собаки могут испытывать стресс вместе со своими хозяевами, а исследователи из США показали, что псы способны определять рак крови по запаху с точностью почти 97%.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.