Люди приобретают способность распознавать собачьи эмоции с возрастом — Naked Science
11.11.2019
София Жаботинская

Люди приобретают способность распознавать собачьи эмоции с возрастом

Дети хуже «читают» эмоции собак, чем взрослые, а сама способность к такому пониманию обусловлена в большей степени культурной средой, чем контактами с животными.

Удивление или тревога? Одна из фотографий, использованных в эксперименте
Удивление или тревога? Одна из фотографий, использованных в эксперименте / © Juliane Brauer

Человек и собаки сосуществуют уже более 40 тысяч лет. Согласно гипотезе совместного одомашнивания, за столь долгий срок оба вида выработали особые эмоциональные сигналы и когнитивные навыки, способствующие взаимопониманию. Ученые уже выяснили, что собаки постепенно обрели способность распознавать эмоции людей по элементам речи, тону голоса, жестам и мимике. Однако тому, насколько хорошо человек научился понимать псов, уделялось гораздо меньше внимания.

Ученые из Общества научных исследований имени Макса Планка попытались выяснить, насколько человек способен распознавать эмоции своих «лучших друзей» и откуда вообще берется такая способность. Для этого исследователи собрали фотографии различных эмоциональных мимических проявлений собак, человека и шимпанзе, а затем показали их людям. В эксперименте принимали участие 166 человек, 89 взрослых и 77 детей: их распределили на отдельные группы по возрасту, отношению к собакам и наличию этих животных в семье (на момент исследования или ранее). Статья о результатах работы опубликована в журнале Scientific Reports.

Испытуемые должны были определить эмоции человека или зверя, а также контекст, в котором были сделаны фото (например, в процессе игры или перед атакой на другое существо). Результаты исследования показали, что, хотя способности к распознаванию некоторых эмоциональных проявлений зверей являются врожденными, умение достоверно определять эмоции собак приходит с возрастом и опытом.

Среди взрослых испытуемых наилучшие способности к распознаванию собачьих эмоций демонстрировали те участники исследования, которые выросли в окружении с позитивным отношением к собакам — даже если у них в семье никогда не было пса. Эти результаты показывают, что на понимание собачьих эмоций влияет не столько опыт непосредственных контактов с животными, сколько культурная среда, в которой развивается человек.

Независимо от опыта контактов с собаками и наличия питомцев в семье, все респонденты достоверно определяли гнев и счастье. Это может быть врожденной способностью, но вполне возможно, что люди быстро учатся «читать» именно эти эмоциональные проявления даже при ограниченном контакте с животными. Дети очень плохо распознавали эмоции собак, кроме двух, упомянутых выше: они также лучше определяли гнев и счастье у собак, нежели у шимпанзе, но в остальном одинаково слабо чувствовали состояния обоих видов животных.

«Было бы полезно в будущем провести исследования, чтобы определить, какие именно культурные аспекты влияют на способность человека читать эмоции собаки, — говорит ведущий автор исследования Джулиана Бройер. — Таким образом, мы могли бы лучше понять межкультурные различия в распознавании эмоций».

Ранее ученые из Линчепингского университета в Швеции выяснили, что собаки могут испытывать стресс вместе со своими хозяевами, а исследователи из США показали, что псы способны определять рак крови по запаху с точностью почти 97%.

В Канаде обнаружили окаменелости, поразительно похожие на скелет морских губок и при этом на миллионы старше Кембрийского взрыва, когда появились современные типы животных.