Езда следом оказалась универсально аварийной — Naked Science
27.06.2017
7 минут
Редакция

Езда следом оказалась универсально аварийной

Сотрудники Университета штата Аризона и компании 4M Safety показали, что езда за другом повышает риск опасного вождения даже в безаварийных ситуациях.

giphy

Несмотря на распространенность дорожных аварий факторы риска опасного вождения исследованы слабо. Наименее ясно то, как подобные происшествия связаны с влиянием на водителя других транспортных средств. Прошлые работы показали, что увеличивать вероятность столкновения могут, например, спешка, недооценка собственной и переоценка чужой скорости, а также необходимость следить за реакцией окружающих на желтый сигнал светофора. Авторы новой статьи смоделировали эти условия, чтобы изучить ситуацию следования водителя за другом. В этом случае последний выполняет роль ведущего, тогда как ведомый вынужден фокусировать на нем внимание, чтобы не сбиться с маршрута.

 

Поскольку ведущему водителю хорошо известно направление, он, согласно опытам 2007 года, нередко склонен меньше полагаться на дорожные знаки и чаще превышать скорость. На основании этого ученые сформулировали две гипотезы: ведомый водитель будет нарушать правила вслед за ведущим только в критических ситуациях (в частности, проезжать на желтый свет) или в большинстве случаев. Чтобы проверить их, команда попросила 16 студентов пройти два испытания на симуляторе вождения. На первом этапе участники должны были безаварийно проехать по виртуальному городу со скоростью не более 35 миль в час (около 56 километров в час), ориентируясь на голосовые подсказки GPS-навигатора.

 

Симулятор вождения, на котором проводились испытания / ©Jaimie McNabb et al., Frontiers in Psychology, 2017

 

Затем функцию навигатора выполняла впереди идущая машина, скорость которой варьировалась в пределах 33–38 миль в час. При этом максимально допустимая скорость испытуемых не изменилась, и они должны были следовать всем правилам. По ходу движения возникали три аварийные ситуации: перед перекрестком на «зебру» слева от ведомого водителя выходил пешеход; у перекрестка перед поворотом направо в том же направлении слева выезжало другое транспортное средство — студент мог выбрать, пропустить машину или ускориться и проехать первым; за две секунды до проезда перекрестка по прямой загорался желтый сигнал светофора. Продолжительность каждого маршрута составила 8–10 минут.

 

Анализ результатов показал, что все ведомые водители независимо от источника навигации повернули перед встречной машиной и проехали на желтый свет, причем в последнем случае участники, которые следовали за другом, повышали скорость. Между тем в ситуации с пешеходом перед «зеброй» студенты тормозили, только когда следовали голосовым подсказкам (44 процента испытуемых). При движении за другом все ведомые водители предпочли ускориться и проехать перед пешеходом. Статистическая обработка и опрос также выявили большую склонность к опасным маневрам (росту скорости и угла поворота руля) и повышенные психические и физические нагрузки при преследовании впереди идущей машины.

 

Таким образом, эксперименты в целом подтвердили гипотезу об общей аварийности езды за другом. Авторы подчеркивают, что тенденция не может объясняться социальным заражением или давлением временных ограничений, поскольку ведущий водитель, в отличие от ведомого, не оказывался в критических ситуациях, а участникам не демонстрировали обратный отсчет. Тем не менее, надежность выводов во многом зависит от реалистичности опыта. Повысить ее можно, в том числе, за счет дополнительной мотивации испытуемых (скажем, системы штрафов) — в жизни движение за другим транспортным средством имеет эмоционально окрашенную цель — и увеличения объема выборки.

 

Статья опубликована в журнале Frontiers in Psychology.

 

Ранее ученые выяснили, что бесцельные прогулки связаны с меньшим риском дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов.

Вчера, 12:57
6 минут
Сергей Васильев

Эксперименты снова указали на существование частицы Х17 — загадочного бозона-переносчика еще неизвестного фундаментального взаимодействия.

Позавчера, 15:51
4 минуты
Илья Ведмеденко

Исследователь Уильям Ромозер полагает, что ему удалось увидеть на Марсе живых существ, в частности насекомых. Вероятно, причиной этого стала парейдолия — зрительная иллюзия.

Вчера, 16:44
8 минут
Полина Гершберг

Новый метод вакцинации оказался эффективным против большинства штаммов ВИЧ.

18 ноября
4 минуты
Сергей Васильев

Накопление эпигенетических модификаций ДНК позволило провести параллели между возрастом собак и людей и найти новую формулу для пересчета одного в другой.

19 ноября
40 минут
Александр Березин

Женщины заводят ребенка не от мужа тем чаще, чем ниже его социальная ценность. Попробуем разобраться, как биология подталкивает их к изменам и почему моногамия имеет все шансы на реванш.

Вчера, 12:57
6 минут
Сергей Васильев

Эксперименты снова указали на существование частицы Х17 — загадочного бозона-переносчика еще неизвестного фундаментального взаимодействия.

15 ноября
6 минут
Никита Шевцов

Ученые впервые воспроизвели в реальности парадокс друга Вигнера. В результате физики выяснили, что квантовые явления субъективны: каждый наблюдатель может иметь свои альтернативные факты насчет них, и все они будут правдивы.

18 ноября
4 минуты
Сергей Васильев

Накопление эпигенетических модификаций ДНК позволило провести параллели между возрастом собак и людей и найти новую формулу для пересчета одного в другой.

19 ноября
40 минут
Александр Березин

Женщины заводят ребенка не от мужа тем чаще, чем ниже его социальная ценность. Попробуем разобраться, как биология подталкивает их к изменам и почему моногамия имеет все шансы на реванш.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: